Следуя энергосберегающим технологиям, АУЖКХ тесно сотрудничает с российскими и зарубежными фирмами, которые обеспечивают поставку аппаратного и программного обеспечения автоматизированных систем диспетчеризации и управления теплоснабжения региона.
Основные функции любой разрабатываемой АСДУ:
АСДУ должна предоставлять диспетчеру эффективные инструментальные средства для редактирования динамических мнемосхем теплосети в процессе ее расширения и реконструкции, обеспечивать дистанционное управление перекачивающими насосными станциями, контроль состояния оборудования теплосети, учет отпуска и потребления тепловой энергии.
Заявки на отключение участков теплосети поступают диспетчеру от ремонтной организации по телефону и вводятся в ЭВМ с клавиатуры.
Состояние оборудования тепловых сетей отображается на юпитере ЭВМ в соответствии с полученными по информационным каналам данными.
АСДУ обеспечивает коммерческий учет отпуска тепла, контроль текущих параметров, аварийную сигнализацию.
Автоматизированная система диспетчерского управления (АСДУ) является частью "интеллектуального здания"; с ее помощью можно наиболее совершенным способом решить замни управления отоплением здания и ГВС. Применение автоматизированной системы обеспечит снижение затрат на отопление, уменьшение численности обслуживающего персонала, улучшение условий их труда и т. д.
Принципы построения АСДУ теплоснабжения:Применительно к водяному теплоснабжению необходимо предусматривать контроль и автоматизацию работы следующих основных узлов тепловых пунктов:
Для управления работой систему отопления снабжают контрольно-измерительными приборами, сигнальными устройствами, централизуют управление запорно-регулирующей арматурой и отопительными установками.
Контрольно-измерительные приборы (КИП) позволяют измерять и устанавливать соответствие работы систем действительным потребностям.
Дистанционная сигнализации обеспечивает передачу показаний КИП в диспетчерский пункт, где производится обработка данных наблюдений и принятие решений по проведению регулирования.
Диспетчерский пункт осуществляет управление исполнительными механизмами (регулирующими органами) для необходимого изменения работы отдельных приборов, узлов и частей системы отопления.
Наибольший интерес вызывает разработанная АУЖКХ треста 42 совместно с выпускниками ЮУрГУ автоматизированная система диспетчеризации. АСДУ теплоснабжения, внедренная в Ленинском районе г. Челябинска, предназначена для автоматизированного контроля состояния теплоснабжения, ведения документации, дистанционного управления оборудованием тепловых сетей, ведения коммерческого учета отпуска и потребления тепла.
Рис. 3.1
На рис. 3.1 показаны некоторые возможности программного комплекса.
Сигнал об аварии поступает к диспетчеру мгновенно. Система может сообщать об авариях по телефону или на пейджер. Хранение почасовой информации по всем параметрам для каждого пункта учета осуществляется в течение 45 суток.
Рис. 3.2
Рис. 3.3
Карта города или района позволяет увидеть расположение информационных пунктов(счетчиков), их адреса и состояние, а также регистрировать новые тепловые пункты.
Программа позволяет увидеть графики работы узлов (рис. 3.4). список узлов (рис. 3.5), текущие параметры системы отопления и ГВС (рис. 3.6).
Рис. 3.4
Рис. 3.5
Рис. 3.6
Система строит графики работы по любым параметрам теплового пункта с возможностью их одновременного отображения. С их помощью можно наглядно получить данные о потреблении ресурсов в разное время суток.
Комплекс позволяет получать различные аналитические отчеты, а также может быть включен в глобальную информационную сеть INTERNET.
Система получает данные через специальные драйверы, поэтому комплекс может работать с разнородными источниками информации одновременно (рис. 3.7).
Рис. 3.7
Программа также позволяет вести журнал событий (рис. 3.8):
Рис. 3.8
Возможны несколько вариантов связи диспетчерского и тепловых пунктов: связь через кабель и связи, через стандартные телефонные линии, используя модем. Второй вариант кажется наиболее предпочтительным, т.к. объекты могут быть значительно разнесены на расстоянии и прокладка кабеля может оказаться очень дорогой. Проще оборудовать диспетчерский пункт и все тепловые пункты модемами и устанавливать соединения через телефонные линии, как это показано на рис. 3.9. Диспетчерский пункт будет периодически соединяться с каждым из тепловых пунктов и обмениваться с ним необходимой информацией. Тепловой пункт также должен иметь возможность устанавливать связь с диспетчерским пунктом для того, чтобы срочно передать необходимую информацию. То есть в системе должна присутствовать обратная связь.
Рис. 3.9