+7 (351) 215-23-09


Контакторы серии КТУ предназначены для применения в оболочках взрывобезопасных аппаратов при условиях, аналогичных контакторам КТ 6043 АР, но допускают отклонение плоскости крепления от вертикального положения до 30° в любую сторону.

Техническая характеристика контакторов серии КТУ

КТУ-2АКТУ-4А, КТУ-4Б
Номинальное напряжение, В 660
Номинальный ток, А 63250
Коммутационная способность, А:
включающая (амплитудное значение) 27007000
отключающая (действующее значение) 15004000
Коммутационная износостойкость, млн. циклов ВО, в категории

применения:

АС-3 1
АС-4 0,120,14
Механическая износостойкость, млн. циклов ВО 3
Стойкость при сквозных токах (А) при испытании:
одной полуволной тока (амплитудное значение) 400010000
в течение 1с 14302 950
Коммутационная способность вспомогательных контактов, А:
при напряжении 660 В частотой 50 Гц
включающая 4020
отключающая 6
при постоянном и выпрямленном токе в сети 36, 110 и 220 В
соответственно 2,5; 1 и 0,5
Масса, кг 6,925,5

Контактор КТУ-2А показан на рис. Подвижная система контактора - прямоходовая, приводимая в движение якорем электромагнита, магнитопровод которого с надетой на средний стержень катушкой закрепляется в пластмассовом корпусе. Для этого в корпусе имеются направляющие, в которые входят пазы на стержне магнитопровода. Чтобы смягчить удар якоря об магнитопровод и обеспечить самоустановку электромагнита при включении контактора, между тыльной стороной магнитопровода и корпусом контактора установлена пружина.

Контактор КТУ-2А

Контактор КТУ-2А: 1 - корпус; 2 - винты крепления неподвижных контактов; 3 - дугогасительные рога; 4 - пластины деионной решетки; 5 - траверса для крепления подвижных контактов; 6 - тяга вспомогательных контактов; 7,8 - контакты неподвижные; 9 - крышка Дугогасительных камер; 10 - магнитопровод; 11 - крышка электромагнита; 12 - пружина; 13 - зажим; 14 - винт крепления крышки дугогасительных камер; 15 - винт крепления крышки электромагнита; 16 - винт крепления блока вспомогательных контактов; 17 - винт для присоединения вспомогательного контакта; 18 - контакт катушки электромагнита; 19 - отверстие для крепления контактора

В якоре имеется отверстие, в которое вставляется валик, соединяющий якорь с пластмассовой траверсой. В траверсу впрессованы стальные желоба, служащие обоймами для шариков. Эти шарики снижают трение траверсы о крышку, закрывающую подвижную часть привода. На крышке имеются четыре крепежных винта.

В пазы траверсы вставляется пластмассовый контактодержатель. К нему с помощью регулировочных винтов крепятся подвижные мостиковые контакты. Нажатия на контактах обеспечиваются пружинами, установленными между подвижными контактами и втулками, упирающимися в рейку. Между контактами и рейкой укреплены дугогасительные рога. Они состоят из стальных омедненных треугольных пластин, соединенных заклепками.

Каждый неподвижный контакт с дугогасительным рогом и соответствующая ему часть мостика подвижного контакта и дугогасительного рога размещены в отдельных дугогасителъных камерах. Камера состоит из двух керамических щек, между которыми в пазы внутренних стенок щек вставлены стальные омедненные пластины деионной решетки. Щеки соединяются между собой пластинчатой пружиной. Одна камера каждого полюса вставляется в корпус контактора, а вторая - в пластмассовую крышку. Крышка крепится к корпусу контактора винтами.

Две группы вспомогательных контактов монтируются на корпусе контактора слева и справа от крышки, закрывающей подвижную систему. В корпусе имеются четыре неподвижных и два подвижных мостиковых контакта, которые вставлены в прорези пластмассовой тяги. Между мостиком и стенкой прорези установлены пружины, создающие нажатия на контакты. Верхний конец тяги имеет направляющие, которые входят при сборке контактора в пазы траверсы. Таким образом, группа вспомогательных контактов содержит по два контакта, каждый из которых может быть собран как замыкающий или размыкающий. Кроме того, в контакторе имеются также два замыкающих вспомогательных контакта, цепи которых выведены на зажимы, расположенные внизу корпуса. Их подвижные контакты закреплены по одному на левой и правой частях траверсы, а неподвижные - на корпусе под траверсой.

Контакторы КТУ-4А, КТУ-4Б аналогичны по конструкции контактору КТУ-2А. Основным их отличием является то, что в каждом полюсе главной цепи установлены по два контакта, включенных параллельно друг другу. Для этого на неподвижных контактах каждого полюса имеются две металлокерамические напайки, с которыми контактируют два подвижных мостиковых контакта, смонтированные на контактной рейке.

Магнитопровод электромагнита контакторов имеет П-образную форму. На каждом стержне надет каркас с катушкой. Катушки соединяются последовательно так, чтобы магнитные потоки в магнитопроводе, создаваемые токами в катушках, были направлены согласно. Якорь электромагнита - плоский.

Электромагниты контакторов КТУ-4А питаются переменным током, а КТУ-4Б - выпрямленным, благодаря чему обеспечивается четкое включение при снижении напряжения до 60%. Особенностью контакторов серии КТУ является гашение дуги в замкнутых объемах дугогасительных камер с затрудненным выбросом продуктов горения электрической дуги в атмосферу. Это дает возможность встраивать контакторы во взрывонепроницаемые оболочки, не увеличивая расстояния от контактора до стенок оболочек, позволяет снизить концентрацию образовавшихся под действием электрической дуги окислов азота в оболочках взрывобезопасных аппаратов и увеличить надежность их работы.

Данные включающих катушек контакторов серии КТУ:

КТУ-2АКТУ-4АКТУ-4Б
при 50 Гц 36; 127; 220; 380; 400; 415; 440; 500; 660127; 220; 380; 400; 415; 440; 500; 550; 660
при 60 Гц 220; 230; 380; 400; 415; 440; 500; 550220; 230; 400; 440; 500;550
при питании катушки выпрямленным напряжением 380 (на входе выпрямителя)

Обмоточные данные катушки при питании их напряжением 660 В (для КТУ-4А и КТУ-4Б данные приведены

для одной катушки)
марка провода ПЭТВ
диаметр провода, мм 0,210,690,29
число витков 33806604000
электрическое сопротивление, Ом 300±207,5±0,4257±10

Контактор КТУ-4А

Контактор КТУ-4А: 1- корпус; 2 - контакт неподвижный; 3 - рог дугогасительный; 4 - пластинка деионной решетки; 5 - шариковая опора; 6 - тяга вспомогательных контактов; 7 - контакт; 8 - крышка; 9 - магнитопровод; 10 - крышка электромагнита; 11 - катушка; 12 - якорь электромагнита; 13 - валик; 14 - обойма; 15 - прорезь для установки валика; 16 - пружина; 17 - втулки; 18 - болты для присоединения к сети; 19 - камера дугогасительная; 20 - винт для крепления блока вспомогательных контактов; 21 - винт для присоединения вспомогательного контакта; 22 - рог дугогасительный

Неодновременность касания главных контактов должна быть не более 0,5 мм. Растворы, провалы и нажатия главных контактов должны соответствовать значениям:

КонтакторКТУ-2АКТУ-4А , КТУ-4Б
Нажатие на один мостик главных контактов, Н:
начальное 22...27
конечное 20...2429...35
Раствор контактов, мм 7,2... 8,57,5... 8,5
Провал контактов, мм 4,5...5,84,5...5,5

Проверку растворов и провалов контактов необходимо проводить с помощью омметра и штангенциркуля в следующем порядке: а) зажимы омметра присоединяют к выводам главных контактов контактора; б) с помощью штангенциркуля определяют положение подвижной системы относительно какой-либо точки корпуса; в) поднимая рукой подвижную систему, по показаниям омметра фиксируют положение, в котором замыкаются главные контакты, и штангенциркулем измеряют расстояние от выбранной точки до подвижной системы, разность между этим и предыдущим измерением равна раствору главных контактов; г) поднимая далее подвижную систему контактора до соприкосновения якоря с магнитопроводом, измеряют расстояние от подвижной системы от выбранной точки; разность между этим и предыдущим измерением равна провалу главных контактов.

Проверка нажатий главных контактов производится динамометром на вынутой рейке. Начальному нажатию соответствуют показания динамометра в момент трогания контактного мостика, конечному — показания динамометра в положении контактного мостика, перемещенного на расстояние провала.

Раствор, провал и одновременность касания контактов регулируют с помощью винтов, крепящих контактные мостики к контактодержателю. Для этого необходимо нажать на мостик, чтобы квадратная шейка винта вышла из прямоугольного отверстия в мостике и затем вращением винта отрегулировать положение контактного мостика.

Начальные и конечные нажатия контактов регулируют подкладыванием шайб под контактные пружины.