+7 (351) 215-23-09


Маломасляные выключатели внутренней установки на напряжение 6—10 кВ отгружают с предприятия-изготовителя в собранном и отрегулированном виде без масла, в деревянных ящиках, обитых внутри влагонепроницаемым материалом, или в контейнерах. У выключателей, предназначенных для работы в комплектных распределительных устройствах (КРУ), при транспортировке снимают междуфазные изоляционные перегородки. Металлические детали и узлы выключателя перед упаковкой покрывают консервирующей смазкой, которую возобновляют при периодических осмотрах каждые 6 мес. Эта тара не предназначена для продолжительного хранения на открытом воздухе, поэтому выключатели хранят на стеллажах в закрытых складах, в условиях, исключающих механические повреждения и попадание влаги. При хранении более 1,5 мес выключатели заливают сухим трансформаторным маслом. Предмонтажные требования к выключателям заключаются в сохранности упаковки и отсутствии влаги на наружных частях выключателей. Коррозия наружных металлических деталей всегда свидетельствует о неудовлетворительных условиях хранения, а в совокупности с задержкой заливки масла сверх установленного срока обязывает провести разборку выключателя, тщательный осмотр и сушку внутренних изоляционных деталей. Все работы по проверке выключателей проводят в сухих закрытых помещениях. После распаковки выключатели очищают от пыли и грязи чистыми салфетками, смоченными в бензине. По внешнему виду и паспортной табличке устанавливают соответствие проекту, по упаковочному листу — комплектность поставки выключателя. При внешнем осмотре выключателя проверяют: сварные швы рамы, надежность крепления деталей (пробной подтяжкой гаек), наличие отдельного болта для заземления диаметром не менее 8—10 мм с ровной, свободной от изоляционного покрытия площадкой вокруг него, достаточной для присоединения заземляющей шины с обозначением заземления по ГОСТ 2930-62, фарфоровые изоляторы, изолирующие детали — цилиндры, тяги, междуфазные перегородки, металлические детали — верхняя и нижняя крышки, корпус механизма, фланцы (отсутствие трещин, вмятин, следов коррозии). Проверяют также исправность маслоналивного и маслоспускного отверстий, болтов крепления крышек, маслоуказателя (если выключатель временно залит маслом — уровень масла и отсутствие следов его утечки). Контактные выводы выключателя не должны иметь трещин, заусенцев, наплывов, раковин. Выводы имеют специальное гальваническое покрытие, поэтому механическая очистка их от загрязнений не допускается (в необходимых случаях пользуются растворителями). Масляный демпфер проверяют на отсутствие следов течи масла. Основные узлы выключателя, подвергаемые осмотру, приведены на рис. 1.

Полюс масляного выключателя на напряжение 6—10 кВ

Рис. 1. Полюс масляного выключателя на напряжение 6—10 кВ.

1 — изоляционный цилиндр; 2, 16 — металлический фланец; 3, 19 — контактный вывод; 4 — токосъемное устройство; 5, 17 — крышка; 6 — маслоналивная пробка; 7 — маслоотделитель; 8 — корпус; 9 — колодка; 10 — выпрямляющий механизм; 11 — направляющий стержень; 12 — контактный стержень; 13 — маслоуказатель; 14 — дугогасительная камера; 15 — розеточный контакт; 18 — маслоспускная пробка.

Для осмотра внутренних деталей снимают нижнюю крышку с неподвижным контактом, вынимают распорный цилиндр и дугогасительное устройство. При опускании крышки осматривают резиновое уплотнение в месте разъема (прокладка должна плотно входить в паз фланца). Если выключатель на период хранения был заполнен маслом, то после слива определяют электрическую прочность масла. При получении результата менее 25 кВ внутренние детали выключателя подвергают сушке. В стягивающих шпильках дугогасительного устройства не должно быть трещин, механических повреждений резьбы, а также трещин и выкрашивания в пластинах камеры. Детали розеточного контакта (болты, гайки, пружины, гибкие связи, ламели) проверяют на отсутствие механических повреждений. Правильность сборки розеточного контакта оценивают по положению ламелей, верхние концы которых должны касаться друг друга. Наконечник токоведущего стержня осматривают через нижнюю часть полюса на отсутствие наплывов и раковин. В необходимых случаях используют переносную лампу. После повторной сборки с помощью пластинчатого щупа проверяют надежность всех доступных уплотнений.

Баковые масляные выключатели на напряжение 35 кВ отгружают вместе с установленными на каркасах приводами в собранном и отрегулированном виде без масла, во включенном положении, в деревянных ящиках или в обрешетке. Комплектующие части (домкраты, сигнальные лампы, ключи управления и т. и.) на период транспортирования укладывают в шкафы приводов. Выключатели хранят в помещениях или под навесами в условиях, исключающих воздействие атмосферных осадков. При хранении свыше 1,5 мес баки выключателей заливают сухим трансформаторным маслом.

После получения выключателя от предприятия-изготовителя проводят первые предмонтажные проверки: сохранность упаковки, соответствие проекту, комплектность поставки, исправность и комплектность мастиконаполненных вводов, отсутствие видимых дефектов каркаса, наличие отдельного болта для заземления, исправность устройства для опускания бака (отсутствие видимых дефектов лебедки, роликов, скоб, оборванных и перетертых проволок). Проверяют надежность крепления к каркасу крышек полюсов и шкафа привода. Определяют целость маслоуказательного стекла, исправность масловыпускного вентиля и пробки для заливки масла на каждом полюсе выключателя (рис. 2). Проверяют отсутствие на баках и крышках выключателя трещин и вмятин, надежность швов между соединительными трубами и крышками (с помощью пластинчатого щупа), исправность заслонок на газоотводных трубах (должны легко открываться вручную и закрываться под действием своих пружин). Определяют качество лакокрасочного покрытия металлических деталей (отслаивания, морщины и складки, наплывы, пузыри, мелкие поры не допускаются), наличие антикоррозийной смазки на узлах и деталях выключателя.

Выключатель МКП-35

Рис. 2. Выключатель МКП-35.

а — в сборе; б — разрез полюса; 1 — конденсаторная втулка; 2 — крышка; 3 — фарфоровая покрышка; 4 — приводной механизм; 5 — трансформатор тока: 6 — направляющая труба: 7 — изолирующая штанга: 8 — дугогасительная камера; 9 — подвижный контакт; 10 — шкаф привода; 11 — бак; 12 — лебедка.

Для внутреннего осмотра выключатель переводят в отключенное положение, предварительно освободив привод и приводной механизм от стопорных устройств (для отключения используют домкрат). Осматривают и отвинчивают стяжные болты и с помощью лебедки опускают баки выключателя в нижнее положение. В месте разъема крышки и бака проверяют уплотняющую прокладку, которая должна лежать в канавке свободно, без натяга, выступать из нее на 2,5—3 мм, а также отсутствие следов влаги на стенках бака и изоляционных деталях. После очистки внутренних деталей от грязи и пыли салфеткой, не оставляющей ворса, проверяют: надежность крепления болтовых соединений (пробной подтяжкой гаек), наличие изолирующих прокладок в местах прилегания опорных колец, исправность обмоток и отводов трансформаторов тока (отсутствие вмятин, порезов, трещин), наличие стопорных устройств (контргаек, стопорных винтов, шайб, шплинтов) и надежность крепления доступных болтовых и шарнирных соединений приводного механизма. Проверяют также наличие смазки на трущихся частях приводного механизма и надежность крепления изолированной штанги, отсутствие механических повреждении (вмятины, трещины, расслоения, царапины) наружного лакового покрова изолированных деталей, нижних частей мастиконаполненных вводов, штанг, направляющих труб, экранов, изоляции баков и т. и. На подвижных контактах не должно быть заусенцев, раковин глубже 0,5 мм, пленок окиси. При опущенном (до упора в траверсу) экране убеждаются в надежности крепления дугогасительной камеры к нижней части ввода (пробной подтяжкой гаек), отсутствии вмятин, трещин и повреждений резьбы на изолирующих пластинах, болтах, гайках. После повторной сборки узлов и подъема баков в проектное положение с помощью пластинчатого щупа проверяют надежность всех доступных уплотнений. Если баки выключателя были залиты маслом, определяют отсутствие течи масла в местах уплотнений, пробок и маслоспускных кранов. После слива масла проводят испытание его электрической прочности. При уменьшении электрической прочности масла ниже 30 кВ внутренние детали выключателя подвергают сушке.

Баковые масляные выключатели на напряжение 110 кВ отгружают отдельными полюсами в частично разобранном виде и отрегулированном состоянии во включенном положении, без масла. Герметизирующие уплотнения препятствуют проникновению влаги внутрь полюсов. Дугогасительные устройства с шунтами, встроенные трансформаторы тока, комплектующие узлы и детали отгружают в отдельных упаковках, обитых внутри влагонепроницаемым материалом. Маслонаполненные вводы отгружают отдельно от выключателя (условия хранения и предмонтажные требования к маслонаполненным вводам). В зависимости от конструктивного исполнения выключатели изготовляют с пофазным или трехфазным управлением.

Баки выключателя хранят на открытом воздухе или под навесом в условиях, исключающих возможность повреждения выступающих частей и проникновения влаги во внутренние полости. Дугогасительные устройства и другие детали, прибывшие в отдельных упаковках, хранят в сухих отапливаемых складах (группа Л по ГОСТ 15150-69) в положении, защищенном от воздействия металлической, угольной и цементной пыли. При хранении свыше 1,5 мес баки выключателей заливают сухим трансформаторным маслом.

При приемке в монтаж проверяют соответствие выключателя проекту и комплектность. Внешний осмотр баков выключателя состоит из проверок наличия всех заглушек, крышек, люков и надежности их уплотнений, отсутствия механических повреждений бака и выступающих частей. Дугогасительные камеры и шунты не должны иметь повреждений лакового покрова цилиндров, наружных металлических деталей (трещины и вмятины на силуминовом колпаке, держателе, головках болтов и винтов не допускаются). При необходимости внутреннего осмотра дугогасительной камеры (после неудовлетворительного хранения) снимают силуминовый колпак, отвинчивают болты, вынимают подвижную изоляционную штангу и проверяют контактную систему (наличие заусенцев, трещин, оксидных пленок, надежность припайки тиритовых пластинок, легкость перемещения подвижных перемычек) и изоляционную штангу (отсутствие повреждений лакового покрова, трещин, выбоин). При внутреннем осмотре шунта определяют целость и отсутствие соприкосновения витков спирали. Осмотр внутренних частей выключателя во избежание нарушения заводской герметичности баков полюсов производят непосредственно перед монтажом или перед временной заливкой масла. Выключатель переводят в отключенное положение, открывают люки и проверяют отсутствие влаги на внутренних деталях выключателя. Порядок осмотра внутренних частей аналогичен рассмотренному выше. Детали, поступившие в отдельных упаковках, до начала монтажа осматривают, а маслонаполненные вводы и трансформаторы тока подвергают электрическим испытаниям в соответствии с рекомендациями. Шунтирующие сопротивления должны соответствовать заводским данным (допустимое отклонение 3 %).

Приводы масляных выключателей отгружают в деревянных ящиках, обитых внутри влагонепроницаемым материалом, или в собственных шкафах, смонтированных на рамах выключателей наружной установки, полностью отрегулированными и испытанными. Все трущиеся части привода перед отгрузкой смазывают рабочей смазкой, а неокрашенные металлические части покрывают защитной смазкой для предохранения от коррозии. Действие консервации рассчитано на срок не менее года. Приводы хранят на стеллажах в закрытых отапливаемых складах или на открытом воздухе в собственных шкафах.

привод масляного выключателя

Рис. 3. Детали привода масляного выключателя, подвергаемые осмотру:

1 — нижнее основание; 2 — сердечник; 3 — зажим; 1 — удерживающая защелка; 5 — рукоятка ручного привода; 6 — контакты КСА; 7 — магнитопровод; в — отключающий электромагнит.

После осмотра состояния упаковки обращают внимание на отсутствие следов влаги на деталях привода (при обнаружении влаги проверяют электрическую прочность изоляции включающей и отключающей катушек и электродвигателей и при необходимости сушат их), проверяют соответствие данных на щитке привода с установленными на нем деталями и проектом, особенно в части рода тока и напряжения в силовой цепи. Внутренние детали осматривают после отключения привода. В шкафу привода наружной установки не должно быть вмятин и незаваренных щелей. Надежность уплотнений дверей шкафа обеспечивается тем, что резиновые прокладки в обоймах уплотнения уложены свободно, без натяга, складок и приклеены, а в местах стыков срезаны «на угол». Проверяют наличие и надежность работы замков, возможность открытия дверей на угол не менее 120°. Осматривают все доступные болты, гайки и крепления (рис. 3). Особое внимание обращают на поверхности зацепления запирающих защелок («собачек») и механизмов, которые должны иметь вмятин, заусенцев и неровностей. Исправление дефектов этих деталей опиловкой не разрешается, так как может быть нарушена работа привода. Проверяют наличие контргаек, шайб и шплинтов (в необходимых случаях шплинты разводят), отсутствие видимых дефектов на планках, рычагах, тягах, а также на блок-контактах КСА, элементах подогрева привода, включающих и отключающих электромагнитах, электродвигателях, червячных передачах, контакторах (трещины, вмятины, сколы, коробления, следы коррозии не допускаются). В необходимых случаях в процессе предмонтажной проверки возобновляют смазку трущихся частей привода. При этом используют смазки заводского изготовления (НК-30, ЦИАТИМ-201, ГОИ-54), имеющие соответствующее качество, подтвержденное сертификатом.

"