Представляет собой важную часть всего подъемного механизма. Именно она обеспечивает необходимое подстреловое пространство и вылет стрелы. Конструктивно оголовок состоит из одного обводного и нескольких рабочих блоков. Кроме этого, в устройстве предусмотрена ось для монтажа ковша грузового троса.
Оголовок стрелы оснащен неподвижным блоком и гуськом, через которые пропускается канат и одним концом наматывается на барабан лебедки. Весь этот механизм является отклоняющим. Если полиспаст монтируется на удлиненную стрелу, то для надежной работы канат проходит через систему дополнительных направляющих блоков, закрепленных на специальном кронштейне. Такие блоки монтируются в нескольких местах, если стрела достаточно длинная.
Обычно оголовок стрелы монтируется на кран для выполнения временных задач, поэтому для надежного его закрепления применяется дополнительная опора, что обеспечивает еще и дополнительную устойчивость крана. Но с увеличением грузоподъемности полностью теряется способность поворота стрелы и изменения вылета крюка.
Оголовок стрелы изготавливается из рамной сварной конструкции прокатом углового профиля и труб. Для повышения прочности и грузовой выносливости конструкция оснащается множеством ребер жесткости и устойчивости. Некоторые производители изготавливают оголовки из стального листа, а конструкция имеет коробчатое сечение.
В зависимости от способа крепления к основной стреле оголовки можно разделить на два типа:
По своему конструктивному исполнению оголовки могут быть оснащены дополнительными блоками роликов, а могут и не иметь их, тогда будут предусмотрены специальные площадки для их монтажа.
Оголовок стрелы применяется в двух случаях:
Во втором случае оголовок устанавливается сзади стрелы.
В зависимости от подвижности оголовки могут быть поворотными и неповоротными. Но при этом они монтируются только неповоротной башне. Если же опорная стрела будет поворотной, то оголовок крепится неподвижно и исключительно стационарный.
Обычно высотные краны с дополнительными вставками и надстройками собираются прямо на объекте, а доставляются к нему по частям автотранспортом.
При осуществлении покупки оголовков необходимо уделять пристальное внимание качеству сварных швов по всему его периметру. Кроме этого необходимо четко соблюдать правила его монтажа к основной стреле. Оголовок, являясь сравнительно небольшой частью крана, подвержен наибольшим нагрузкам в процессе работы. Поэтому важно, чтобы его техническое состояние было идеальным.
Вся подобное оборудование проходит обязательную периодическую проверку на соответствие требованиям, результаты о ней должны вноситься в сопроводительные документы с указанием даты проведения испытаний.