Рост мирового рынка товаров влечет за собой изменения в сфере производства упаковочных материалов. В настоящее время упаковка для пищи должна быть не только прочной и безопасной, но и отвечать ряду требований, диктуемых условиями современного рынка. Кроме основной функции, упаковка также берет на себя часть обязанностей по рекламе и продвижению продукта. Упаковочное оборудование постоянно совершенствуется, выпуская все новые виды и формы упаковок.
С древнейших времен человек использует оберточный материал для хранения и перемещения плодов своего труда. Сначала для этих целей применялись исключительно природные материалы, позднее к ним добавились искусственно созданные. Прорывом в индустрии упаковочного оборудования стало изобретение в начале XIX века способа консервирования. Значительно видоизменилась упаковка с появлением аэрозольных баллонов и полимерных материалов. В советский период в нашей стране упаковочное оборудование большого спроса не имело, т.к. упаковка была в основном многоразовой, среди которой наиболее популярная «авоська». Перестройка добавила на российский рынок «челночные сумки», полиэтиленовые пакеты «майка», с усиленными ручками «рейтер».
Сейчас российский рынок упаковочной индустрии достаточно развит. Упаковочное оборудование производит:
Согласно данным World Packaging Organization (Всемирная Организация производителей упаковки) лидирующие позиции в списках изготовителей упаковочного оборудования и материалов занимают США и страны Евросоюза.
Современное упаковочное оборудование благодаря растущим требованиям к готовому продукту позволяет производить упаковку с самым разнообразным функционалом. Большим спросом пользуются упаковки «open/reclose» с возможностью многоразового открывания, а также с защитой от вскрытия содержимого детьми. Для дорогой эксклюзивной продукции интерес представляет способность защитить товар от подделки и незаметного доступа путем нанесения голограмм, надписей топографической краской.
В силу многообразия ассортимента предлагаемой поставщиками упаковочной продукции растет конкуренция. Тиражная упаковка не всегда может удовлетворить требования заказчика. Все чаще появляется необходимость в выпуске упаковки по индивидуальному заказу. Несмотря на то, что средняя «продолжительность жизни» упаковки составляет 3 секунды, над ее созданием работают дизайнеры, инженеры, ученые, используя последние научно-технические достижения.