Крупнейшие станкостроительные фирмы ведущих капиталистических стран предлагают целый комплекс услуг по ТО, характерными моментами которого являются: полное удовлетворение всех запросов покупателей, систематическое изучение требований и конъюнктуры рынка в части ТО, непрерывное наблюдение за работой станков и КПО, систематическое и тщательное исследование призводства и расхода, поставка в сроки, удовлетворяющие покупателя, оказание помощи покупателю и непосредственное участие в проведении капитального ремонта станков и КПО, обучение персонала покупателей и агентских фирм правилам эксплуатации и ухода. Важнейший принцип ТО состоит в том, что ответственность за его организацию несет, как правило, фирма-изготовитель.
Работа фирмы-изготовителя по ТО начинается задолго до заключения контракта купли-продажи. Она ведется уже на стадии проектирования и производства продукции, продолжается в период подготовки станков и КПО к сбыту, что именуется « предпродажным техническим сервисом », а также во время монтажа и пусконаладочных работ, осуществляется в гарантийный и послегарантийный периоды.
Гарантийный период является наиболее ответственным во всей системе ТО станков и КПО.
В гарантийный период фирма-изготовитель проводит профилактические осмотры и устраняет недостатки, которые выявляются в процессе эксплуатации оборудования, а также обеспечивает покупателя и принимает участие в подготовке специалистов-эксплуатационников. Как правило, эти виды работ оговорены в контракте. Специалисты фирм-изготовителей прецизионного оборудования периодически выезжают на заводы, где оно установлено, и производят профилактический осмотр, замену изношенных деталей, смазку и чистку, а также контролируют соблюдение покупателями инструкций по эксплуатации. В случае нарушения инструкций владелец оборудования теряет право пользования преимуществами ТО в гарантийный период.
За время гарантийного периода вся предусмотренная в контракте техническая помощь осуществляется за счет фирмы-изготовителя.
В послегарантийный период фирма-изготовитель на основе договоренности с покупателем продолжает проведение профилактических осмотров, осуществляет текущий и капитальный ремонт, дает консультации по эксплуатации проводит модернизацию станков и КПО. Эта система обеспечиваег ряд преимуществ для фирм-изготовителей и для владельца оборудования:
Преимущество системы профилактического обслуживания состоит и в том, что она позволяет своевременно обнаружить и устранить дефекты в работе оборудования, которые могли бы привести к серьезным поломкам.
В послегарантийный период за фирмой-изготовителем остается обязанность по своевременной поставке и проведению ремонтов. Вся техническая помощь после истечения гарантийного периода осуществляется за счет потребителя.
Следует отметить, что важной особенностью ТО станков и КПО является длительный срок эксплуатации оборудования и необходимость поставок в течение 20 и более лет (в особенности для тяжелых и уникальных станков и прессов).
Фирма-изготовитель на каждый проданный станок или пресс заводит дело (или специальную карту), в котором собирается вся информация о проданном оборудовании, включая проведение ремонта, предложения покупателей, замечания специалистов и т.д. Анализ этой информации дает возможность определять потребность в, разрабатывать программу предупредительных или текущих ремонтов, принимать меры к устранению допущенных конструктивных и технологических недостатков. Эта работа проводится систематически, весьма тщательно, и фирмы придают ей большое значение.
Система ТО используется фирмой-изготовителем для постоянного улучшения конструкций, создания новых моделей и видов станков и КПО. Специалисты, занимающиеся ТО, являются важнейшим источником идей по совершенствованию продукции фирмы, так как постоянно аккумулируют огромный поток информации о качестве находящегося в эксплуатации оборудования, потребностях покупателя в новых его видах, а также об оборудовании, выпускаемом фирмами-конкурентами.
В последние годы станкостроительные фирмы капиталистических стран прилагают большие усилия в деле внедрения передовых методов ТО, что обеспечивает им хорошие отношения с потребителем и со всеми звеньями системы сбыта, даёт большие прибыли.
Один из руководителей отдела ТО фирмы «Форд мотор компани» (Ford Motor Company) А. Чемпен отмечает: «... ремонт стал большим бизнесом, в котором заключена возможность получения огромных прибылей».
Анализируя практику работы станкостроительных фирм капиталистических стран, можно сделать вывод, что организуемое ими ТО включает следующие виды работ: