Без качественного покрытия трудно представить современные улицы мегаполисов и междугородные трассы. Даже в сельской местности сегодня дороги с асфальтовым покрытием – не роскошь, а потребность. Асфальт, если его уложить с соблюдением всех требований технологии, способен прослужить до 10 лет.

Подготовительные работы

На первом этапе специалисты размечают территорию. На местности отмечается расположение основных элементов автомобильной дороги: полотна, обочин, кюветов. Обустройство дренажных инженерных сетей выполняется до начала асфальтирования. Толщина асфальтобетонного полотна и основания зависит от степени загруженности дороги и закладывается на этапе проектирования.

Дороги с преимущественным движением пешеходов и легкового транспорта малой интенсивности требует основания из щебня толщиной в 10-15 сантиметров и однослойного асфальтового покрытия. На трассах с интенсивным трафиком автотранспорта, территориях промышленных зон или заправочных станций обустраивается основание не тоньше 25 сантиметров, асфальтобетонное покрытие укладывается в два-три слоя.

Укладка асфальта

Асфальтирование следует выполнять в сухую погоду, рекомендуемая температура – не ниже +10° C. Если температура ниже рекомендуемой, необходимо использовать специальную машину, которая сушит и разогревает основание.

Асфальтобетон доставляется с ближайшего асфальтового завода самосвалами. С помощью асфальтоукладчиков рабочие распределяют горячую смесь и уплотняют ее катками. В местах, где крупная техника не умещается, используются виброплиты и ручные вибротрамбовки с бензиновым или электрическим приводом. Асфальт укладывается на одном уровне с обочинами, которые выполняют опорную функцию.

Мощность слоя износа зависит от типа и интенсивности планируемых нагрузок. Во дворах жилых домов достаточен слой асфальтобетона толщиной в 4 сантиметра. Для дорог с интенсивным движением грузового транспорта необходимо два слоя. На подготовленное основание укладывается крупнозернистый асфальтобетон толщиной в 4-5 сантиметров. После утрамбовки сверху укладывается слой мелкозернистого асфальтобетона аналогичной толщины. Третий слой требуется, если дорога предназначена для движения большегрузного транспорта.

Для дорог различного назначения применяют соответствующую технику. Катками массой свыше 6 тонн уплотняют покрытие трасс для движения большегрузного транспорта. Машины массой от 2 до 4 тонн используют при прокладке дорог, рассчитанных на умеренные нагрузки. Для улучшения адгезии слоев асфальтобетона дорожные строители используют натуральный вяжущий материал – битум. Разогретый до жидкого состояния битум разливают по поверхности ранее смонтированного слоя. При уплотнении асфальтобетон увлажняют поливальными машинами.