Основная задача энергетического обследования– это получение достоверной информации об объёмах использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), и выявление показателей энергоэффективности исследуемого объекта. Для этого используются документы и замеры с использованием специального оборудования и инструментов. В данном случае речь идет о целом ряде источников. Обязательно потребуется отчетная документация о техническом и коммерческом учете ресурсов, схемы энергосбережения и учета энергоресурсов, счета от поставщиков ТЭР, интервальные графики нагрузки, данные об объемах выпускаемой продукции – в том числе цены и тарифы, технологические схемы и спецификации на оборудование. Список можно продолжить документами о ремонтных, энергосберегательных и испытательных мероприятиях, проектной документацией усовершенствований, а также анкетированием и беседами с руководящим и техническим персоналом.

Чтобы в полной мере ответить на вопрос «Энергетическое обследование – что это такое?», потребуется обработать и подвергнуть анализу массив полученных данных и выявить потенциал энергосбережения. Это даст возможность определить способов для повышения энергоэффективности и выработать типовые и общедоступные рекомендации, которые служат данной цели. В отчете, или как его называют, энергетическом паспорте, обязательно приводится стоимостная оценка предлагаемых мероприятий и присваивается класс энергосбережения.

Согласно ФЗ №216, проведением энергетического обследования занимаются некоммерческие предприятия, являющиеся членами саморегулируемых организаций в сфере энергосбережения. Это могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные юридические лица, которые отвечают требованиям закона. Энергообследованиям могут подвергаться технологический процесс, продукция и объекты хозяйственной и предпринимательской деятельности.

Все энергообследования можно четко разделить на обязательные, и проводимые по желанию. Закон об энергосбережении 23.11.2009 № 261-ФЗ указывает, какие предприятия, здания и сооружения подлежат обязательному прохождению обследования не реже, чем раз в 5 лет, и последующему проведению мероприятий по повышению показателей энергоэффективности. В этот круг входят органы государственной власти и местного самоуправления, организации государственного и муниципального образования, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, или в случае если уровень годовых затрат на потребление ТЭР превышает десять млн рублей, и предприятия, которые осуществляют производство и транспортировку ресурсов и энергии, а также добычу и переработку природных ископаемых.

ФЗ №261 устанавливает ряд требований к отчету энергетического обследования. Его составляет лицо, которое осуществляло энергоаудит и передает заказчику, если речь идет о многоквартирном доме, то владельцы помещений должны получить свой экземпляр. Предусмотрен ряд обязательных пунктов, которые есть в энергопаспорте. Это сведения об оснащенности приборами учета энергоресурсов, об объемах потребления ТЭР, показатели энергоэффективности, величина потерь – для организаций, которые осуществляют передачу энергоресурсов, оценка возможной экономии ресурсов в натуральном выражении и перечень мероприятий по энергосбережению.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти устанавливает требования к энергопаспортам, которые выдаются в результате проведения бязательного энергетического обследования. Они относятся к форме и содержанию, и правилам направления копии энергопаспорта в федеральный орган власти. Паспорта на новые дома, и здания после реконструкции и капитального выдаются на основании проектной документации.