+7 (351) 215-23-09


Конструкция и использование жаротрубных котлов

Впервые отопительные агрегаты жаротрубного типа появились в начале XIX столетия. Их появление связано со стремлением разработчиков того времени увеличить показатель мощности в паровых цилиндрических котлах. Усовершенствованная внутренняя система нагрева, как основная инженерная задача, должна была увеличить производительность таких устройств при сохранении их габаритов. Сегодня жаротрубный водогрейный котел – это конструкция из нескольких барабанов цилиндрической формы, характеризующихся крупным диаметром. Каждый барабан расположен горизонтально, в его оснащении может присутствовать одна или пара жаровых (внутренних) труб. Переднюю часть трубы используют в качестве топки, эвакуация продуктов сгорания осуществляется через поворотную камеру, расположенную в задней части котла.

Проходя внутри котла по правой его стороне, они попадают в канал, расположенный ближе к фронтовой стенке. Далее они двигаются по внутренней левой боковой стенке котла к сборному газоходу. В конструкции таких котлов газоход может быть реализован по разным схемам. Жаротрубные конструкции можно использовать в качестве паровых котлов или водогрейных.

К примеру, жаротрубный паровой котел, купленный на http://ici-steam.ru/jarotrubnye_kotly.htm, очень эффективно может быть использован в котельной, где расход горячей воды (баня) или пара характеризуется, как переменный. Его преимущество заключается в том, что в процессе работы он обеспечен некоторым запасом теплоты. Однако, наряду с этим, котлы такого типа относятся к взрывоопасному оборудованию, эксплуатация их требует присутствия грамотного персонала и тщательного ухода.

Крупный диаметр барабанов и большой объём воды, которая находится под большим давлением, могут в любой момент стать причиной взрыва. Такое возможно, например, при спуске воды, образовании деформации (из-за высокой температуры), при возникновении коррозии или по иным причинам.

Относительно диаметра, корпус самого большого цилиндрического котла равен 2,5 м, при максимальной длине – 11 м. Котёл, в оснащении которого есть одна труба (жаровая), функционирует в режиме пара с избыточным давлением в 0,7 кгс/см2. Аналогичный показатель у котла, оснащённого парой труб, составляет – 8 кгс/см2. Нагреваемая площадь поверхности такого котла с одной трубой может составлять 15-70 м2, а у двухтрубного котла – 50-120 м2.

В результате удлинения котла в процессе его нагревания, кладка из кирпича может разрушиться. С целью избежать возникновения этой неприятности, одну из чугунных опор, расположенную ближе относительно поворотной камеры, устанавливают, как стационарную, а конструкция остальных остаётся подвижной. Чтобы у жаровой трубы не образовывалось деформаций, поверхность её должна быть волнообразной, а не ровной.

Эту же проблему можно решить иным способом – путём отбортовки её звеньев. При этом между звеньями в стыках обязательно следует проложить кольца. Через люк, который присутствует в котле, проводится очистка его изнутри от накипи, а снаружи поверхность барабана очищают через газоходы и специально предусмотренные лазы.

Если такие котлы эксплуатируются как паровые конструкции, высота газоходов, расположенных по бокам, должна быть уменьшена. Главный критерий: горячий газ в котле не должен быть выше уровня воды (зеркало испарения). Огневая линия (иначе – самая высшая отметка в уровне газохода) должна быть на 0,1 м расположена ниже, чем самая низкая точка уровня воды. Если это правило нарушено, высока вероятность того, что барабан котла прогорит.