Одним из широко распространенных типов компрессорных агрегатов являются поршневые компрессоры, в которых процесс сжатия жидкой или газо-воздушной среды происходит вследствие возвратно-поступательного движения цилиндра (поршня). Применяются они в самых различных отраслях промышленности. И могут быть как маломощными, например, бытовые (холодильники, пылесосы и т.д.), так и довольно мощными производственными, например, компрессор ВП-50/8.

Головка блока является одним из основных рабочих элементов поршневых компрессорных установок, от ее технического состояния зависит процесс сжатия газо-воздушных масс. Также важным узлом в данных агрегатах является ресивер, который служит для формирования ровного давления. Электрический привод и прессостат являются устройствами, которые предназначены для предохранения от образования чрезмерного давления, то есть выше нормы.

Эксплуатационные характеристики поршневого компрессора имеют вполне приличный коэффициент полезного действия и к тому же это оборудование относительно недорогое по стоимости.

Основополагающими показателями, характеризующими эффективность действия компрессорной установки, считаются давление на максимальном пике (Pmax) и общий объем пара, который установка всасывает за определенное время, она же объемная производительность (Q).

Работа поршневого компрессора осуществляется за счет закачки установленного объема воздуха с последующим дополнительным сжиманием благодаря поршню на коленчатом вале. При накоплении воздуха в ресивере происходит увеличение давления до определенных запроектированных показателей с дальнейшим отключением двигателя с целью предотвращения дальнейшего поступления воздушных масс.

Компрессоры на поршневой основе обладают определенными преимуществами, если их сравнивать с компрессорными установками на базе винтовых роторов, в которых сжатие воздуха идет за счет вращательных движений поршней. Вращательные движения винтовых поршней не дают возможности достижения давлением своих максимальных показателей, в сравнении с поршневыми видами. Поршневые компрессорные агрегаты более доступны для ремонта и общая цена у них значительно меньше, т.е. они намного экономичнее.

Но, в то же время, для компрессорной техники поршневого типа требуется постоянное техническое обслуживание, что является хотя и незначительным, но недостатком данного типа оборудования.