Среди насосов, имеющих жидкостные роторы, интереснейшим вариантом, являются вакуумные жидкостно-кольцевые машины. Главной особенностью, которой ценится жидкостно кольцевой насос, является возможность использования в них воды, как рабочей жидкости механизма. В некоторых технических источниках их ещё называют водокольцевыми, что соответствует их техническому принципу.

Основной рабочий элемент жидкостно-кольцевого вакуумного насоса – это ротор, имеющий лопатки с радиальным расположением. Он размещен в металлическом корпусе, имеющим цилиндрическую форму, который частично заполнен средой, в большинстве случаев, ею является вода. Когда привод начинает вращать круг, то закрепленные на нём лопатки, подобно ложкам, зачёрпывают её. Затем она под действием силы вращения выплёскивается с большой скоростью и ударяется о стенки цилиндра или корпуса. В результате этого в нём образуется жидкостно-кольцевое непрерывно движущееся ускорение. По отношению к втулке вращающегося колеса это оно образует серповидную полость.

Лопатки, черпающие воду, устроены так, чтобы объёмы их отличался и тем самым, формировали переменные по качеству жидкостно-кольцевые потоки. Если ячейка полости мала, то насос начинает нагнетать продукт, если - велика, то его полость сжимается, образуя вакуумное состояние, и продукт всасывается. На сжатии газ должен нагреваться, но влага поглощает его температуру, поэтому на выходе газ выходит в нормальном состоянии. Что касается воды, то она в процессе работы перегревается, поэтому требует постоянной замены.

Жидкостно-кольцевые вакуумные насосы устроены так, что рабочая среда в них поступает в корпус через всасывающий патрубок или благодаря установке на вращающемся колесе гидравлического уплотнительного узла. Её излишки вытекают из него вместе с нагнетающимся газом.

Конструкция их совершено проста. Она состоит из корпуса, обычного круга с лопатками и двух, прикрывающих цилиндр с торцов крышек. Помимо ротора никакие больше детали в нём не движутся. Отсутствие трения между элементами, клапанов и шестерёнок снижают до минимума поломки, и продлевают почти до бесконечности срок эксплуатации. Очень важно и то преимущество, что жидкостно-кольцевые вакуумные насосы работают без системы смазки и подключения масляных насосов. Зазоры, существующие между колесом и цилиндром, а также, сальники, уплотняющие вал, находятся во влажной среде, поэтому в смазке не нуждаются. Смазка подшипников осуществляется только во время технического обслуживания вращающихся элементов жидкостно-кольцевого механизма.