+7 (351) 215-23-09


Инструкция на ремонт масляных выключателей генераторного напряжения - Технологическая карта ремонта

  1. Инструкция на ремонт масляных выключателей генераторного напряжения
  2. Технологические ограничения, указания и меры безопасности
  3. Технологическая карта ремонта
  4. Контроль, приемка и испытания
  5. Технические средства, документация
  6. Приложения
Страница 3 из 6

Технологическая карта ремонта масляного выключателя генераторного напряжения.

п/п

Наименование

операций

НТД

(чертеж и

т.д.)

Контрольные операцииПриспособления, инструмент, оборудование Возможные

дефекты,

неисправности

Рекомендуемый метод устранения Примечание
МетодКритерии
1. 2. 3. 4.5.6.7.8. 9.
Подготовка выключателя к разборке.
3.1.1 Выполнить организационные и технические мероприятия.

3.1.2 Выполнить анализ дефектов за межремонтный период эксплуатации.

3.1.3 С целью выявления дефектов производится 2-3 включения и отключения.

3.1.4Очистить поверхности ячейки выключателя и его составных частей от пыли и загрязнений ТО и

ИЭ

ВизуальноЧистая поверхностьВетошь, салфетки технические, бензин Б70
3.1.5Осмотреть доступные детали МВТО и

ИЭ

ВизуальноОтсутствие дефектов, течей масла Наличие дефектовПри разборке произвести замену
3.1.6Выполнить осмотр контактов МВ на наличие и исправность термо-индикаторных наклеек.ТО и ИЭВизуальноОтсутствие или неисправность Наличие дефектовПроизвести замену необходимых термоиндикаторных наклеек.
Разборка выключателя.
Отсоединить внутриполюсные и междуфазные перегородкиТО и

ИЭ

ВизуальноПерегородки отсоединеныНабор гаечных

ключей

Проверить состояние внутриполюсных и междуфазных перегородокТО и

ИЭ

ВизуальноЧистая, ровная поверхность, отсутствие поврежденийВетошь, бакелитовый лак, бумага наждачнаяНаличие пыли и загрязнений, на-рушение лакового покрытияПротереть ветошью, зачистить, нанести лак
Отсоединить компенсаторы выключателя, проверить их состояние ТО и

ИЭ

Визуально Чистая, ровная

поверхность

Набор гаечных

ключей, ветошь,

бензин Б70,

бумага наждачная

Наличие пыли и загрязнений,

наличие задиров, заусениц

Зачистить и промыть бензином
Проверить состояние гальванического серебряного покрытия компенсаторов в месте присоединения к выключателюТО и

ИЭ

Визуально Чистая, ровная поверхность Ветошь, бензин

Б70

Нарушение серебряного покрытияЕсли нет возможности восстановить покрытие, компенсаторы следует заменить
Проверить состояние поверхностей баковТО и

ИЭ

Визуально Отсутствие течей и «потения» масла Наличие течей и «потения» маслаПроизвести заварку мест течей, предварительно очистив от краски и масла
Отвернуть сливные пробки, слить масло с баков в емкостьТО и

ИЭ

ВизуальноУровень масла в маслоуказателе понижается Ключ гаечный, емкость для слива масла, перчатки резиновые
Проверить состояние уплотнения сливных пробокТО и

ИЭ

ВизуальноОтсутствие трещин, расслоений, заусениц, раковин, пузырей Износ уплотняющих

прокладок

Уплотняющие

прокладки рекомендуется

заменить

При КР резиновые уплотнения необходимо заменить новыми
Снять газоотводные трубы, проверить их состояниеТО и

ИЭ

ВизуальноОтсутствие

загрязнений, повреждений

Набор гаечных

ключей, ветошь

Наличие загрязнений, повреждений уплотняющих шайб, шайб с уплотняющими резиновыми прокладкамиПоверхности

очистить, дефектные детали

заменить

Снять маслоотделители, проверить их состояниеТО и

ИЭ

ВизуальноОтсутствие

загрязнений, повреждений

Набор гаечных

ключей, ветошь,

бензин Б70

Наличие загрязнений, износ уплотняющих прокладокПоверхности

очистить, промыть бензином, дефектные детали заменить

Снять магнитопроводы, проверить их состояниеТО и

ИЭ

ВизуальноОтсутствие

загрязнений, повреждений

Отвертка, ветошьНаличие поврежденийПри наличии

повреждений

следует заменить

Отвернуть гайки, контрящие дугогасительные стержниТО и

ИЭ

ВизуальноГайки отвернутыНабор гаечных ключей
Плавно опустить дугогасительные стержни до упора в дугогасительном контактеТО и

ИЭ

ВизуальноСтержни опушены до упора
Освободить нижний наконечник изоляционной штанги от соединения с механизмом выключателяТО и

ИЭ

ВизуальноНижний наконечник освобожденНабор гаечных ключей
Отсоединить траверсы от штангТО и

ИЭ

ВизуальноТраверсы от штанг отсоединеныНабор гаечных ключей
Проверить состояние траверс и штангТО и

ИЭ

ВизуальноЧистая, без повреждений поверхность траверсы и штанги Наличие трещин, сколов Заменить дефектную деталь
Проверить состояние контактных площадок главного токоведущего контура и искрогасительных ламелейТО и

ИЭ

ВизуальноОтсутствие повреждений, ровная поверхностьВетошь, кисть,

бензин Б70, пластичная смазка ЦИАТИМ 221, шабер

Наличие загряз

нений, повреждений на контактных площадках и ламелях

Удалить старую

смазку, протереть ветошью, смоченной в бензине, зачеканить, добиваясь ровной поверхности прилегания в месте контакта, а при необходимости заплавить серебром, нанести новую смазку

Вынуть дугогасительные стержни, проверить их состояниеТО и

ИЭ

Визуально,

измерение

Чистая, ровная поверхность без поврежденийВетошь, штангельциркульНаличие загрязнений, поврежденийПротереть ветошью, при необходимости

заменить

Диаметр стержня составляет 32 мм
Осмотреть наконечники дугогасительных стержнейТО и

ИЭ

Визуально,

измерение

Чистая, ровная поверхность без повреждений и нагараВетошь, бумага наждачная,

штангельциркуль

Оплавление,

нагар

Зачистить, про

тереть, при необходимости

заменить

Диаметр наконечника составляет 32 мм
Снять изоляционные

распорки, проверить их состояние

ТО и

ИЭ

ВизуальноОтсутствие

сколов, трещин

Ключи гаечныеНаличие сколов, трещинПри необходимости заменить
Снять крышки баков, проверить их состояниеТО и

ИЭ

ВизуальноОтсутствие

загрязнений

и повреждений

Ключи гаечные,

ветошь

Наличие загрязнений, износ уплотняющих шайб, повреждения маслоотражателя Протереть, дефектные детали заменить
Проверить состояние проходных изоляторовТО и

ИЭ

ВизуальноОтсутствие

загрязнений, трещин, сколов

Ветошь, бензин

Б70

Наличие загрязнений, износ сальника и манжетыПротереть ветошью, смоченной в бензине, дефектные детали заменить
Снять баки с опорных

изоляторов

ТО и

ИЭ

При снятии

установочные шайбы между баком и опорным изолятором должны оставаться на месте

Вынуть верхние изоляционные цилиндры, проверить их состояниеТО и

ИЭ

ВизуальноОтсутствие

загрязнений, увлажнения, деформации, отслоений

ВетошьНаличие загряз-

нений, увлажнения, деформации, отслоений

Устранить загрязнения, при увлажнении просушить в термостате или в сушильном шкафу в течение 48 часов при температуре 80...90°С или выдержать их в сухом трансформаторном масле при 70...80°С в течение 48 часов, при необходимости заменить
3.2.

24

Вынуть дугогасительные камеры, проверить их состояниеТО и

ИЭ

ВизуальноОтсутствие

загрязнений, увлажнения, деформации, отслоений,

обгара дутьевых каналов и изменении их конфигурации

Ветошь, чистое трансформаторное масло Наличие загряз-

нений, увлажнения, деформации, отслоений, обгара дутьевых каналов и изменении их конфигурации

Устранить загрязнения, при увлажнении просушить в термостате или в сушильном шкафу в течение 48 часов при температуре 80...90°С или выдержите их в сухом трансформаторном масле при 70...80°С в течение 48 часов, при необходимости заменить Замените камеру, если обгорели дутьевые каналы и изменилась их конфигурация: зазор между выступами предпоследнего нижнего диска, равный 20 мм, должен быть не больше 27 мм после промывки и зачистки
Вынуть нижние изоляционные цилиндры, проверить их состояниеТО и

ИЭ

ВизуальноОтсутствие

загрязнений, увлажнения, деформации, отслоений

ВетошьНаличие загряз-

нений, увлажнения, деформации, отслоений

Устранить загрязнения, при увлажнении просушить в термостате или в сушильном шкафу в течение 48 часов при температуре 80...90°С или выдержите их в сухом трансформаторном масле при 70...80°С в течение 48 часов, при необходимости заменить
Вынуть изоляционные листы, проверить их состояниеТО и

ИЭ

ВизуальноОтсутствие

загрязнений, увлажнения, деформации, отслоений

ВетошьНаличие загрязнений, увлажнения, деформации, отслоенийУстранить загрязнения, при увлажнении просушить в термостате или в сушильном шкафу в течение 48 часов при температуре 80...90°С или выдержите их в сухом трансформаторном масле при 70...80°С в течение 48 часов, при необходимости заменить
Снять дугогасительные контакты, проверить их состояниеТО и

ИЭ

ВизуальноОтсутствие загрязнений, нагара, повреждений пружин, ламелей Ветошь, наждачная бумага, ключ для крепления дугогасительного контакта ко дну бакаЗагрязнения, нагар, повреждения пружин, ламелей Устранить загрязнения, нагар, при необходимости дефектные детали заменить При разнице между диаметром наконечника дугогасительного стержня и расстоянием в свету между противо-положными ламелями при вынутом из контакта дугогасительном стержне менее 4мм, дугогасительные контакты и наконечники дугогасительных стержней

следует заменять

Осмотреть внутреннюю поверхность баковТО и

ИЭ

ВизуальноЧистая, ровная поверхность, отсутствие сколов, трещин, деформации ВетошьОтслоение металла, наличие трещин При необходимости заменить
Промыть баки трансформаторным маслом, осмотреть ихТО и

ИЭ

ВизуальноЧистая поверхностьВетошь, трансформаторное масло
Проверить состояние опорного изолятораТО и

ИЭ

ВизуальноЧистая, без загрязнений

поверхность, отсутствие сколов, трещин

Ветошь, бензин

Б70

Наличие загрязнений, сколов, трещин Протереть ветошью, смоченной в бензине, при необходимости заменить
Проверить ход дугогасительных стержней через проходные изоляторыТО и

ИЭ

ВизуальноХод свободный, без затираний Ход несвободный, на стержнях следы затиранийУстранить, отрегулировав положение стержней
Проверить состояние маслоуказателей ТО и

ИЭ

ВизуальноЧистая поверхность стекла, отсутствие трещин Ветошь, бензин

Б70

Загрязнение поверхности стекла, износ уплотняющих резиновых прокладок Протереть ветошью, смоченной в бензине, заменить уплотняющие прокладки, при наличии трещин, сколов стекло следует заменить
Проверить состояние рамы, заземления, креплений выключателяТО и

ИЭ

ВизуальноОтсутствие повреждений Наличие поврежденийУстранить повреждения
Проверить состояние приводного механизма выключателяТО и

ИЭ

Визуально,

измерение

Отсутствие загрязнений, прогиб (ход) одного витка регистра компенсирующих пружин должен быть не более 5,25 мм для пружин диаметром 11 мм и не более 7,08 мм для пружин диаметром 12 ммВетошь, металлическая линейкаПри указанном ходе на виток не обеспечивается необходимая скорость отключения или выключатель не доходит до полностью отключенного положения Установить причины затирания и устранить ихДля определения прогиба необходимо измерить длину пружины между ушками при свободном положении пружин и во включенном положении выключателя и разделить разницу на число рабочих витков (между ушками)
Произвести замену масла в масляном буфере механизма, проверить состояние масляного буфераТО и

ИЭ

ВизуальноМасляный буфер должен быть залит маслом в количестве 0,15 кг на один буфер (примерно 2/3 высоты цилиндра)Индустриальное масло И-50АИзнос уплотненияПри необходимости уплотнение заменить
Произвести проверку смазки в трущихся частях механизма и масленках главного валаТО и

ИЭ

ВизуальноНаличие смазки Ветошь, кисть, пластичная смазка ЦИАТИМ221 Загрязнение смазкиСтарую смазку удалить, протереть ветошью и нанести новую смазку
Проверить надежность распора между выключателем и приводомТО и

ИЭ

ВизуальноРаспорная труба должна быть застопорена во фланце привода. Болты распорного угольника должны быть затянутыНабор гаечных ключей Слабая затяжка болтов распорного угольникаБолты следует затянуть
Снять и осмотреть кожухи привода выключателя ТО и

ИЭ

ВизуальноЦелая поверхность, без повреждений окраски Гаечные ключи, отвертка, наждачная бумага, эмаль, кисть Нарушение окраски кожухов Зачистить, промыть и покрасить
Очистить от загрязнений и старой смазки детали приводаТО и

ИЭ

Чистая поверхностьВетошь
Осмотреть поверхности зацепления привода, доступные трущиеся поверхности деталейТО и

ИЭ

ВизуальноОтсутствие коррозии, задиров, заусеницВетошь, наждачная бумага, бензин Б70Наличие следов коррозии, задиров, заусеницЗачистить, промыть, при необходимости заменить
Осмотреть контакты контактора ТО и

ИЭ

ВизуальноОтсутствие следов загрязнений, обгараНаждачная бумага, кисть, бензин Б70Наличие загрязнений, обгара Удалить загрязнения, зачистить контакты, промыть, просушить
Смазать все трущиеся части приводаТО и

ИЭ

Наличие смазкиПластичная смазка ЦИАТИМ 221
Осмотреть буферную резину под якорем (сердечником) выключателя.ТО и

ИЭ

ВизуальноОтсутствие повреждений (трещин, сжатий).Резина ТМКЩ-10Наличие повреждений (трещин, сжатий).При необходимости резину заменить
3.2.

44

Снять вентиляторы обдува, проверить их состояние и произвести им ремонт с заменой подшипников ТО и

ИЭ

Визуально,

измерение

Чистые поверхности, замена подшипников и их смазки, сопротивление изоляции обмотки статора не менее 0,5 мОм Набор гаечных ключей, отвертка, ветошь, бензин Б70, смазка ЛИТОЛ24, мегаомметр 500В, приспособление для снятия подшипников Пониженное или повышенное сопротивление обмотокПросушить обмотки
Сборка выключателя (производится в обратной последовательности).
Залить маслоТО и

ИЭ

Предназначенное к заливке масло должно соответствовать значениям указанным в п. 4.3.10Емкость с трансформаторным маслом. Количество масла – 10 л на бак.
Проверить уровень масла в бакахТО и

ИЭ

ВизуальноУровень масла должен быть между двумя красными отметками Низкий или высокий уровень маслаОтрегулировать
Проверить работу вентиляторов обдува включениемТО и

ИЭ

ВизуальноПравильная работа вентиляторов Высокий уровень шума и вибрацииВыполнить ремонт эл. двигателя вентилятора согласно п.3.2.43. настоящей инструкции
Произвести регулировку установочных характеристик механизмов привода и выключателяТО и

ИЭ

Регулировка установочных характеристик механизмов привода и выключателя описана в разделе 4.Металлическая линейка, штангенциркуль
Произвести измерение скоростных и временных характеристик выключателяТО и

ИЭ

Измерение скоростных и временных характеристик выключателя описано в разделе 4.Виброграф электромагнитный, электросекундомер
Измерить сопротивление дугогасительного контураТО и

ИЭ

ИзмерениеНе более 300 мкОмМост сопротивления постоянного тока
Измерить сопротивление главного токоведущего контураТО и

ИЭ

ИзмерениеНе более 1/2 от величины сопротивления дугогасительного контураМост сопротивления постоянного тока
Измерить сопротивления изоляции подвижных и направляющих частей, выполненных из органических материаловТО и

ИЭ

ИзмерениеНе более 1000 МОмМегаомметр 2500В
Замерить электрическое сопротивление изоляции обмотки электромагнитов включения и отключения, обмотки контактора, вторичных цепейТО и

ИЭ

ИзмерениеСопротивление изоляции должно быть не менее 1 мОмМегаомметр 1000ВПониженное сопротивление изоляцииПросушить обмотки
Замерить активное сопротивление обмотки электромагнитов включения, отключения, обмотки контактораТО и

ИЭ

ИзмерениеСопротивления должны соответствовать данным завода изготовителя Мост сопротивления постоянного тока, класс точности 0,5Пониженное или повышенное сопротивление обмотокПросушить обмотки
Испытание выключателя повышенным напряжениемТО и

ИЭ

Испытание55 кВ в течение 1 мин.Испытательная установка
Произвести опробование выключателя и привода на надежное включение и отключениеТО и

ИЭ

ВизуальноЗамыкание и размыкание контактов без заеданий Замыкание и размыкание контактов с заеданиямиВыполнить повторно п.3.2.41 настоящей инструкции
Проверить состояние маркировки оборудования ВизуальноНаличие маркировки Кисть, краскаНарушение или отсутствие маркировкиВосстановить маркировку
Нормативные значения.

Нормативные значения указаны в «Технических описаниях и инструкциях по эксплуатации» на конкретный тип выключателя.

Дефектация.

Резьбовые соединения.

Состояние резьбы проверять внешним осмотром, а также навинчиванием от руки гайки на болт (ввинчиванием болта). Наличие люфтов не допускается.

На резьбе не допускаются вмятины, забоины, выкрашивание и срыв более 2 ниток.

Болты должны быть без изгибов и заметной выработки.

Грани и углы на головках болтов не должны иметь повреждений. При износе граней более 0,5 мм (от номинального размера) болты и гайки выбраковываются.

Контакты и контактные поверхности.

Контакты подлежат замене при наличии следующих дефектов:

  • трещины;
  • деформация;
  • значительный износ;
  • обгар более 1/5 контактной поверхности.
Наружные контактные поверхности (места присоединений соединительных токоведущих шин) зачистить до металлического блеска.Небольшие задиры, наплывы, обгары, заусеницы зачистить шабером или опилить.Не допускаются после опиловки раковины глубиной более 0,5 мм, а размеры не должны отличаться от первоначальных более чем на 0,5 мм.Дефектация и ремонт фарфоровой изоляции.При проведении ремонта трансформатора каждый изолятор должен быть подвергнут тщательному осмотру. При этом особое внимание должно быть обращено на:
  • отсутствие трещин на поверхностях изоляторов;
  • отсутствие сколов и следов удара на поверхности изоляторов;
  • качество армировки (отсутствие раковин, трещин и наличие влагостойкого покрытия).
При обнаружении поверхностных дефектов, снижающих механическую или диэлектрическую прочность, изоляторы подлежат выбраковке. К таким дефектам относятся:
  • продольные и кольцевые трещины;
  • поверхностные сколы на ребрах изоляторов, превышающие допустимые значения по ГОСТ 13873-81.
Ремонт изоляторов с дефектами, не превышающими допустимых по ГОСТ 13873-81, может быть выполнен при наличии технических возможностей, определяемых технологией приготовления лаков и клеев.Склеивание фарфоровых частей должно выполняться с помощью клея БФ-4, БФ-88.Резиновые уплотнения.Состояние резиновых уплотнений проверяется внешним осмотром на отсутствие трещин, срезов, выработки, расслоений, остаточной деформации, заусениц, раковин, пузырей и потерю пластичности.Степень поджатия резинового уплотнения должна быть не более 35 % от его толщины и распределяться равномерно по всему периметру.Стопорные и пружинные шайбы, шплинты.Стопорные отгибные шайбы должны быть без трещин или надрывов в месте перегиба.Пружинные шайбы, бывшие в эксплуатации могут быть использованы повторно только в том случае, если они не потеряли своей упругости, которая характеризуется величиной развода концов шайб. Нормальный развод шайбы равен двойной ее толщине, допустимый – полуторный.Шплинты подлежат замене при наличии трещин, изломов.Пружины.При наличии трещин и надломов цилиндрические пружины подлежат выбраковке.Неравномерность шага витка по всей длине пружины допускается не более 10%, за исключением концевых поджатых витков у пружин, работающих на сжатие.Неперпендикулярность обработанных торцов к оси пружины допускается не более 0,5 мм на длине 10 мм. Кривизна в свободном состоянии может быть не более 3% длины пружин, работающих на растяжение и не более 4% длины пружин, работающих на сжатие.Потеря упругости пружин в зависимости от степени их ответственности допускается 5% номинальной величины.Подшипники.Подшипники подлежат замене при обнаружении следующих дефектов:
  • отпечатки шариков на дорожках качения;
  • сколы и трещины любых размеров;
  • выкрашивание поверхностного слоя дорожек;
  • надломы, сквозные трещины на сепараторах;
  • забоины, вмятины, препятствующие плавному и легкому вращению подшипника;
  • наличие цветов побежалости в любом месте;
  • неравномерный износ беговых дорожек.
Валы и оси. Валы и оси заменяются при:
  • прогибе более 0,02-0,05 мм;
  • износе шеек более 0,05 мм;
  • больших трещинах по длине.

Валы, имеющие небольшую конусообразность, овальность, бочкообразность и при износе 0,2-0,3 мм шлифуют, а при большем износе – обтачивают, затем шлифуют. Допускается уменьшение диаметра вала не более чем на 5-10%. Сопряженность деталей при этом меняется.Допускается установка ремонтных втулок, наращивание металла наплавкой, металлизацией, хромированием.Валы и оси, имеющие небольшие трещины, можно ремонтировать сваркой с последующей правкой, обтачиванием и шлифовкой.