+7 (351) 215-23-09


  1. Ремонт масляных выключателей 6-10 кВ
  2. Текущий ремонт выключателей
  3. Капитальный ремонт выключателей
Страница 2 из 3

При текущем ремонте после осмотра выключателя сливают масло из полюсов, одновременно проверяя работу маслоуказателя, снимают нижние крышки с неподвижными розеточными контактами, вынимают распорные цилиндры, дугогасительные камеры. Очищают и осматривают контакты, камеру и другие части выключателя.

При небольшом равномерном обгорании контактов достаточно зачистить поврежденные места мелкой наждачной шкуркой. В случае образования наплывов их следует удалить напильником или шабером. После зачистки и опиловки не должно быть раковин глубиной более 0,5 мм, а размеры контактов не должны отличаться от первоначальных более чем на 0,5 мм. Зачищенный наконечник контактного стержня следует развернуть на 180°, с тем чтобы расположить его в сторону дутьевых каналов камеры менее поврежденной поверхностью. Поврежденные дугой ламели неподвижного розеточного контакта рекомендуется поменять местами с менее поврежденными. При этом необходимо, чтобы ламели были установлены без перекосов и при поднятом токоведущем стержне находились в наклонном положении по отношению к оси симметрии контакта, а их верхние торцы касались друг друга. Это позволит увеличить срок службы контактов. После зачистки и опиливания контакты промывают бензином или трансформаторным маслом и смазывают тонким слоем смазки ЦИАТИМ-221 или ЦИАТИМ-203.

Контакты, имеющие трещины, деформацию, значительный износ, обгар более 1/5 контактной поверхности, значительные раковины и прожоги в металлокерамике, заменяют новыми.

При замене подвижного токоведущего стержня выключателя ВМП-10 следует разобрать полюс выключателя, для чего снять верхнюю крышку, вынуть маслоотделитель, снять корпус механизма с диском, крепящим направляющие стержни, вынуть фланец верхнего вывода с направляющими стержнями и снять подвижный токоведущий стержень, предварительно освободив стопорную планку.

Для замены токоведущего стержня выключателя ВМГ-10 необходимо вынуть ось, соединяющую подвижную серьгу и токоведущий стержень, и отсоединить гибкие связи от колодки стержня, после чего вынуть стержень.

Новый наконечник токоведущего стержня должен быть ввинчен до отказа. Поверхности на стыке необходимо обкатать или обжать, после чего наконечник проточить, а стык закрепить в четырех местах по окружности.

При повреждении медной части стержня (над наконечником) его заменяют целиком. В выключателях ВМПП-10 и ВМПЭ-10 можно заменить только контактную часть токоведущего стержня 1 (рис. 1), для чего вывинчивают стальной наконечник 2 с колодкой 3, предварительно выбив штифт 4. Новый штифт следует расклепать с двух сторон.

контактный стержень выключателей

Рис. 1. Подвижный контактный стержень выключателей типов ВМПП-10 и ВМПЭ-10

Рис. 2. Определение хода в розеточном контакте и полного хода подвижного стержня

Дугогасительные камеры перед осмотром промывают в чистом трансформаторном масле. Если камеры имеют незначительный износ — поверхностное обугливание перегородок без увеличения сечения дутьевых каналов, то достаточно произвести зачистку этих поверхностей с последующей промывкой трансформаторным маслом. При увеличении отверстия во вкладыше нижней пластины камеры выключателя ВМП-10 до диаметра 30 мм (на токи 600 и 1000 А) и 32 мм (на ток 1500 А) вкладыш следует заменить. У выключателя ВМГ-10 аналогичная замена должна выполняться при увеличении диаметра отверстия в фибровом вкладыше до 28—30 мм. Расслоение перегородок можно устранить проклейкой бакелитовым лаком с запечкой под прессом. Если камеры сильно повреждены, увеличились размеры дутьевых каналов более чем на 3 мм но ширине, камеры следует заменить.

При сборке полюсов все внутренние полости цилиндров необходимо промыть трансформаторным маслом. Дугогасительные камеры должны вводиться в полюс через нижний разъем цилиндра. Для облегчения установки камеры рекомендуется смазать ее тонким слоем смазки. При сборке полюса выключателя ВМГ-10 расстояние от нижней поверхности дугогасительной камеры до верха розеточного контакта должно быть 3—5 мм.

Во время ремонта проверяют исправность масляного буфера, шток и поршень которого при передвижении от руки должны двигаться плавно. При необходимости масляный буфер разбирают, промывают и заполняют чистым трансформаторным маслом. Проверяют и очищают пружинный буфер. Следует иметь в виду, что пружина буфера имеет большое усилие предварительного натяга, поэтому при его разборке необходимо принять меры предосторожности.

Проверяют состояние уплотнения контактного стержня и изолирующей бакелитовой трубки у выключателя ВМГ-10.

Полюсы собирают в последовательности, обратной разборке. Перед сборкой тщательно осматривают и очищают все изоляционные части, фарфоровые изоляторы. Изоляционные тяги заменяют при наличии больших трещин, сколов и расслоений. Не допускаются трещины у изоляторов и сколы фарфора площадью более 1,5 см². Небольшие сколы тщательно очищают, обезжиривают и покрывают бакелитовым лаком.

Проверяют и подтягивают все крепления выключателя, а также контактные соединения. При необходимости восстанавливают поврежденную окраску. Трущиеся части механизма выключателя смазывают тонким слоем смазки ЦИАТИМ-203. После сборки полюсов проверяют регулировку выключателя: ход в контактах, полный ход подвижных контактов, недоход подвижных контактов до крайних положений, зазор между упором и роликом во включенном положении, разновременность касания контактов, сопротивление токопровода. Регулировку начинают с проверки легкости движения механизма полюса и подвижного токоведущего стержня, который должен свободно перемещаться на всем пути до розеточного контакта.

После проверки работы механизма полюсов выключатель заполняют чистым трансформаторным маслом с пробивным напряжением не менее 30 кВ, заливая в каждый полюс примерно 1,5—1,8 л. Уровень масла должен находиться в пределах допустимых изменений по шкале маслоуказателя. Это имеет исключительно важное значение при гашении электрической дуги в выключателе. Высокий уровень масла уменьшает объем воздушного пространства над поверхностью масла. При гашении дуги в этих условиях возможен сильный удар масла в крышку выключателя и опасное повышение давления внутри бака, что может вызвать деформацию и даже взрыв бака. Кроме того, у отключенного выключателя токоведущий стержень должен находиться выше уровня масла для обеспечения достаточной электрической прочности разрыва за счет воздуха, поскольку масло после нескольких отключений может быть сильно загрязнено продуктами разложения и его электрическая прочность будет невелика.

Если уровень масла окажется сильно заниженным, то выделяющиеся при разложении масла горючие газы (70% водорода, 20% этилена и 10% метана), проходя через небольшой слой масла, не успеют охладиться и в смеси с кислородом воздуха могут взорваться. Значительное снижение уровня масла может также привести к невозможности создания газового дутья и гашения дуги, в результате чего разрушится выключатель.

Ход подвижных контактов у выключателя ВМП-10 проверяют без верхних крышек и маслоотделителей на полюсах. На каждом полюсе ввинчивают в резьбовое отверстие на торце подвижного стержня контрольный стержень диаметром 6 и длиной 400 мм. Поворачивая наружный рычаг механизма полюса вниз, поднимают подвижный токоведущий стержень в верхнее положение и в этом положении делают первую метку — В на штанге 1, как показано на рис. 2.

Медленно включая выключатель, доводят подвижные токоведущие стержни до касания с неподвижными розеточными контактами. Делают вторую метку — Б на штанге и замеряют с помощью электрической схемы с лампами (рис. 3) неодновременность касания контактов, которая должна быть не более 5 мм.

Довключают выключатель с посадкой привода на удерживающую собачку и наносят третью метку — А.

схема проверки одновременности замыкания и размыкания контактов

Рис. 3. Трехламповая схема проверки одновременности замыкания и размыкания контактов:

ЦП— источник питания (3,5—36 В); Л1—Л3 — сигнальные лампы; В — выключатель; Р — однополюсный рубильник

Буферное устройство

Рис. 4. Буферное устройство:

1 — шайба; 2 — масляный буфер;

3 — вал выключателя с рычагами;

4 — пружина буферная; 5, 7 — пружинодержатель; 6 — планка; 8 — упорный болт

Полный ход подвижного контакта определяется как разность между метками В и Л, а ход в розеточном контакте — как разность между Б и А. Замеры производятся во всех полюсах. У выключателя типа ВМГ-10 метки наносятся непосредственно на токоведущий стержень.

Полный ход подвижного токоведущего стержня у выключателя типа ВМП-10 должен быть 240—245 мм, ход в розеточном контакте 55—63 мм, у выключателей типа ВМПП-10 и ВМПЭ-10—203—211 и 55—63 мм, у выключателя типов ВМГ-10 и ВМГП-10—205—215 и 40— 50 мм.

Регулировка разновременности и хода подвижного стержня в розеточном контакте производится изоляционной тягой.

Регулировка полного хода достигается за счет установки под масляный буфер регулировочных шайб (рис. 4), при этом изменение угла поворота вала выключателей должно быть в пределах допуска. Зазор между роликом и упорным болтом (см. рис. 4) выключателя при включенном положении должен быть 1,0— 1,5 мм.

Чтобы избежать поломок при включении и отключении выключателя, подвижный стержень должен иметь недоход в крайних положениях. Для определения верхнего недохода в отключенном положении выключателя делают метку на штанге. Отсоединяют изоляционную тягу, поднимают подвижный стержень вверх до упора и замеряют верхний недоход. Для замера нижнего недохода опускают подвижный стержень вниз до упора. Недоход у выключателя типа ВМП-10 должен быть не менее 4 мм.

У выключателя типа ВМГ-10 расстояние от нижней плоскости колодки подвижного стержня до головки болта на верхнем колпачке проходного изолятора во включенном положении выключателя должно быть 25— 30 мм. При необходимости колодку следует переместить по резьбе подвижного стержня, предварительно отсоединив гибкие связи. По окончании регулировки гибкие связи присоединяют вновь, туго затянув болты. В отключенном положении выключателя ВМГ-10 угол между горизонталью и приводным рычагом вала должен быть 24°, а угол между горизонталью и изоляционными рычагами 22,5°.

По окончании регулировки проверяют работу выключателя, включив и отключив его несколько раз приводом.