Подшипники скольжения должны иметь радиальный зазор в пределах допустимых значений.

Допустимые радиальные зазоры в подшипниках скольжения
Диаметр вала, мм Зазор (мкм) при частоте вращения, об/мин
до 1000 1000—1500 более 1500
18—30 40—93 60—130 140—280
31—50 50—112 75—160 170—340
51—80 65—135 95—195 200—400
81—120 80—160 120—235 230—460

Слишком малые зазоры приводят к повышенному нагреву подшипников. Слишком большие зазоры исключают условия для формирования смазочного клина под валом, вследствие чего жидкостное трение в подшипниках отсутствует и они выходят из строя.

Кроме радиальных зазоров должны быть обеспечены симметричные осевые зазоры между торцами вкладышей обоих подшипников и заплечиками вала. Сумма этих зазоров дает осевой разбег, необходимый для компенсации теплового удлинения вала. Минимально допустимый разбег составляет 0,6 мм на 1000 мм расстояния между подшипниками. Наибольшие допустимые размеры зазоров (на один подшипник) приведены в таблице ниже.

Наибольший осевой односторонний зазор в подшипниках скольжения электрических машин
Мощность, кВт Зазор, мм Мощность, кВт Зазор, мм
До 10 0,4—0,5 40—80 1,0—1,5
10—20 0,5—0,75 80—160 1,5—2,0
20—40 0,75—1,0

Основу ухода за подшипниками скольжения составляет постоянный контроль и поддержание требуемых количества и качества масла. Необходимый объем масла поддерживается по контрольной черте, нанесенной на маслоуказатель. Если мас-лоуказатель отсутствует, то при кольцевой смазке уровень масла в резервуаре должен быть таким, чтобы кольцо погружалось в масло на 1/4 — 1/5 своего диаметра. Недопустимы как избыток, так и недостаток масла. При избытке масла оно разбрызгивается, вспенивается и засасывается внутрь машины. Попадая на обмотки, масло снижает характеристики изоляции, что может привести к ее пробою. Недостаток масла приводит к слабой смазке подшипника и его перегреву.

Масло в необходимом количестве доливают не реже чем через 10 суток. Не позже чем через 300 ч работы, масло в резервуаре полностью заменяют. Для этого отработанное масло сливают, резервуар промывают растворителем, продувают сжатым воздухом и повторно промывают маслом, предназначенным для заливки. Затем заполняют резервуар маслом до нормы. Уровень масла вследствие его значительной вязкости устанавливается не сразу. Поэтому доливку масла до нормы проводят небольшими порциями.

Сорт смазочного масла выбирают в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя электродвигателя. Подшипники качения смазывают, как правило, консистентными (нежидкими) составами. Объем камеры подшипника качения должен быть заполнен смазочным составом на 2/3 при частоте вращения до 1500 об/мин и на ½ при более высоких частотах вращения. Если употреблять смазку в количествах, превышающих указанные, подшипники перегреваются, а смазка вытекает из корпуса. При обнаружении в процессе эксплуатации меньших количеств смазки ее добавляют до нормы. Смазка применяется того же сорта, что и содержащаяся в подшипнике. Перед добавкой состав очищают, пропускают через мазевый фильтр.

В зависимости от условий эксплуатации консистентная смазка утрачивает свои свойства через 3 — 6 месяцев работы. В эти сроки проводят полную замену смазки. При замене смазки подшипник промывают синтетическими растворителями и закладывают в них новую порцию смазки. Промывку ведут при проворачивании вала электродвигателя до тех пор, пока из корпуса подшипника не станет вытекать незагрязненный промывочный состав. Промытый подшипник высушивают продувкой сжатым воздухом и заполняют по нормам новым консистентным составом.

Замену смазки в электродвигателях новых серий (4А) можно проводить на ходу без промывки. В подшипниковом узле для этого предусмотрено отверстие для пресс-масленки (в верхней части) и выходное отверстие для отработавшей смазки (в нижней части). Новая смазка подается на подшипник, проходит через него и вытесняет старую смазку.

При контроле состояния подшипников качения с помощью щупов измеряют радиальный зазор между телами качения и наружной обоймой в ненагруженной части подшипника.