+7 (351) 215-23-09


Наладка заводящего устройства пружинного привода

Наладка автоматического двигательного заводящего устройства

Автоматическое двигательное заводящее устройство привода ПП-61 размещается снаружи корпуса (рис. 1) и служит для завода включающих пружин 9 и приведения в состояние готовности к работе включающего механизма привода. Оно состоит из следующих основных узлов: электродвигателя 2, редуктора 1, зубчатой передачи 6 и конечного выключателя 5.

Включающий механизм размещается снаружи и внутри корпуса привода. Внутри корпуса (рис. 2) находятся свободно вращающийся на валу 21 включающий рычаг 5 с закрепленным на нем роликом б для взвода ударника расцепления 22 и защелка зацепа 7 для захвата рычага вала 27 при включении.

С лицевой стороны на четырехгранную ступицу заводящего рычага насаживается траверса 3 (рис. 1) с поворотным грузом. Через рычажную передачу 7 и 8 траверса соединяется с включающими пружинами.

Подготовка привода к включению выключателя при помощи автоматического двигательного заводящего устройства происходит следующим образом. При включении выключателя рычаг 7, поворачиваясь по часовой стрелке, поднимает верхний рычаг конечного выключателя и включает электродвигатель. Электродвигатель через редуктор и зубчатую передачу приводит во вращение зубчатое колесо 6, на котором расположена заводящая собачка с роликом 11. Ролик, вращаясь против часовой стрелки, захватывает расположенный на траверсе зуб 12 и поворачивает траверсу на 180°, которая через рычажную передачу заводит в рабочее положение включающие пружины.

Сцепление ролика с зубом 12 происходит при помощи направляющего стержня 10, который отклоняет ролик к центру привода в тот момент, когда он приближается к зубу. Расцепление происходит в конце хода траверсы посредством упора 15, который, упираясь в хвост заводящей собачки, отклоняет ролик от центра привода. Положение привода, предшествующее этому моменту, показано на рис. 1. Полное расцепление ролика с зубом происходит в тот момент, когда зуб включающего рычага зайдет за ролик удерживающего устройства 13 (рис. 2) и будет им удерживаться. При дальнейшем вращении зубчатое колесо посредством имеющейся на нем планки 18 (рис. 1) воздействует на нижний рычаг конечного выключателя и отключает

электродвигатель.

После подачи импульса на включение удерживающее устройство освобождает включающий рычаг, который под действием включающих пружин поворачивается по часовой стрелке и включает выключатель. При этом рычаг 7 поднимает верхний рычаг конечного выключателя и включает электродвигатель, после чего автоматическое двигательное заводящее устройство будет работать в той же последовательности, как указано выше.

Дополнительно по теме

Наладка заводящего устройства пружинного привода

Наладка неханизна включения пружинного привода

Наладка механизма отключения пружинного привода

Регулировка MB с пружинным приводом

Регулировка MB с электромагнитным приводом

Повышение надежности ВМП-10 и ВМГ-133

Рис.1. Общий вид и размеры привода ПП-61.

1-редуктор; 2-электродвигатель; 3-траверса; 4-корпус; 5-конечный выключатель; 6,14-зубчатые колеса; 7,8-рычаги передачи; 9-включающие пружины; 10-направляющий стержень; 11-ролик; 12-зуб; 13-рукоятка редуктора; 15-упор; 16-болт для регулировки натяжения пружин; 17-заводящая рукоятка; 18-планка; 19-защитный кожух.

Рис. 2. Кинематическая схема привода ПП-61.

В заводящем устройстве привода ПП-61 используется электродвигатель типа МУН. Этот электродвигатель имеет относительно небольшую мощность, поэтому при монтаже и ремонте привода нужно обязательно проверять соосность валов электродвигателя и редуктора, наличие смазки во всех вращающихся частях заводящего устройства и отсутствие перекосов и затираний в зубчатой передаче и других механизмах. Щетки электродвигателя должны быть приработаны каждая в своем щеткодержателе, после чего их не следует менять местами в течение всего срока службы.

Наладку автоматического двигательного заводящего устройства необходимо делать при нормальной величине предварительного натяжения включающих пружин. Во время наладки в цепь питания электродвигателя следует включать переносный выключатель. Включать и отключать электродвигатель с помощью его щеток не разрешается, так как можно случайно коснуться токоведущих частей, находящихся под напряжением.

Сначала при снятом защитном кожухе 19 проверяется надежность сцепления ролика 11 с зубом 12. Для этого с помощью электродвигателя ролик подводят до направляющего стержня, затем вращением рукоятки 13 редуктора проверяют, происходит ли сцепление ролика с зубом. Ролик должен четко заходить за зуб и вставать на свое место. Если надежного сцепления не происходит, нужно добиться этого с помощью направляющего стержня, устанавливая его под все большим углом к вертикали. Нормальный угол равен примерно 35°.

Окончательную проверку работы узла сцепления нужно делать при заводе включающих пружин электродвигателем. Учитывая, что в этом случае условия сцепления ролика с зубом будут более благоприятны, чем при заводе включающих пружин вручную, основную регулировку узла сцепления необходимо выполнять только при вращении зубчатого колеса рукояткой редуктора.

Далее проверяется работа узла расцепления траверсы с зубчатым колесом. Предварительно проверяется зазор между зубом включающего рычага и роликом 11 (рис. 2) удерживающего устройства при отклонении включающего рычага вниз до упора в перегородку корпуса привода. Зазор должен быть не менее 3 мм.

С помощью электродвигателя заводящую собачку с роликом 11 (рис. 1) доводят до упора 15. Затем вращением рукоятки редуктора определяют момент расцепления ролика с зубом 12. Расцепление должно происходить в конце хода включающего рычага, когда зазор между зубом включающего рычага и роликом 11 (рис. 2) удерживающего устройства будет не менее 2 мм и не более предельного, измеренного при отклонении включающего рычага вниз до упора в перегородку корпуса привода. Если расцепление будет происходить при зазоре более предельного, значит включающий рычаг дошел до упора и начал прогибать перегородку корпуса привода, что недопустимо. При зазоре менее 2 мм механизм удерживания будет работать ненадежно.

1 - аварийный блок-контакт; 2 - электромагнит дистанционного отключения; 3 - Рычаг механизма ручного отключения; 4 - электромагнит включения; 5 - включающий рычаг; 6 - ролик; 7 - защелка зацепа; 8 - рычаг; 9 - кнопки управления; 10 планка; 11-ролик; 12 - ось; 13 - удерживающий механизм; 11 - опорная ось; 15 - блок-контакты вала привода; 16 - стойка; 17 - переключатель блок-контактов; 18 - палец; 19- пружина; 20 - планка- 21 - вал привода; 22 - ударник расцепления; 23 - удерживающая стойка; 24 - удерживающая защелка; 25 - пружинный буфер; 26 - подшипник; 27 - рычаг вала привода; 28 - релейная ось; 29 - электромагниты отключения; 30 - рычажок; 31, 32, 33 - регулировочные винты.

Надежность работы механизма удерживания в первую очередь зависит от величины зазора между зубом включающего рычага и роликом удерживающего устройства в момент расцепления траверсы с зубчатым колесом, от величины зацепления зуба включающего рычага за ролик удерживающего устройства и скорости вращения включающего рычага.

При большой скорости вращения включающий рычаг в конце хода отбрасывает на значительное расстояние удерживающее устройство 13, которое может не успеть вернуться в исходное положение и удержать включающий рычаг в заведенном положении, если произойдет преждевременное расцепление траверсы с зубчатым колесом. Удерживающее устройство, возвратившись в исходное положение после отбрасывания его включающим рычагом, сразу не останавливается, а немного отскакивает из-за удара регулировочного винта 31 в перегородку корпуса привода. Если в момент отскока произойдет расцепление траверсы с зубчатым колесом, то удерживающее устройство не может удержать включающий рычаг в заведенном положении. Для надежной работы удерживающего устройства в этом случае необходимо увеличить зазор между зубом включающего рычага и роликом 11 в момент расцепления траверсы.

При преждевременном расцеплении могут быть случаи удерживания включающего рычага с неполным зацеплением зуба за ролик 11. Это может произойти, если зуб включающего рычага после расцепления встретится с роликом удерживающего устройства в момент подхода к исходному положению или в начале отхода от него после отскока. Положение удерживаюющего устройства при неполном зацеплении показано на рис. 3.

При небольшой скорости вращения включающего рычага условия работы удерживающего устройства облегчаются, так как оно после отклонения плавно без отскока возвращается в исходное положение. Ремонтный персонал практически не может изменять скорость вращения включающего рычага, поэтому надежность работы удерживающего устройства должна достигаться регулированием момента расцепления траверсы с зубчатым колесом и величины зацепления зуба 5 за ролик 11. Расцепление траверсы должно происходить только после того, как удерживающее устройство окончательно остановится в рабочем положении после отскока. Хотя установка зазора между зубом 5 и роликом 11 более 2 мм дает достаточно большую гарантию надежной работы удерживающего устройства, окончательную проверку его работы нужно делать во время завода включающих пружин электродвигателем.

Регулировать момент расцепления траверсы с зубчатым колесом необходимо перемещением вверх или вниз упора 15 (рис. 1). При перемещении упора вниз будет происходить более раннее расцепление. У некоторых приводов ПП-61 даже при перемещении упора в крайнее нижнее положение не удается добиться расцепления траверсы с зубчатым колесом. В этом случае необходимо с помощью молотка подогнуть упор так, чтобы его конец на несколько миллиметров приблизился к центру привода.

Для стабильной работы узла расцепления необходимо, чтобы упор в момент расцепления ролика 11с зубом 12 не скользил по касательной к поверхности хвостовика заводящей собачки, как показано пунктиром на рис. 4, а упирался в него и мог при небольшом перемещении зубчатого колеса выводить из зацепления ролик 11. В первом случае положение зубчатого колеса в момент расцепления с течением времени по разным причинам может значительно изменяться, что может привести к срыву траверсы из-за преждевременного ее расцепления или к заклиниванию двигательного заводящего устройства из-за невозможности расцепления. Последнее происходит более часто. Во втором случае положение зубчатого колеса в момент расцепления остается практически неизменным. При ремонте привода необходимо также обращать внимание на то, чтобы хвостовик заводящей собачки находился в одной плоскости с упором.

Проверку и регулировку величины зацепления зуба включающего рычага за ролик удерживающего устройства производят при отключенном выключателе и незаведенных включающих пружинах привода. Это зацепление влияет как на надежность удерживания включающего рычага, так и на способность включающего электромагнита выводить удерживающее устройство из рабочего положения при включении выключателя. Чем больше величина зацепления, тем надежнее будет удерживаться включающий рычаг, но тем труднее будет включающему электромагниту выводить удерживающее устройство из рабочего положения.

Способность включающего электромагнита выводить ролик удерживающего устройства из зацепления с зубом включающего рычага характеризуется величиной напряжения срабатывания включающего электромагнита. Чем больше зацепление, тем выше напряжение срабатывания. Эта зависимость не прямо пропорциональная. По мере увеличения зацепления напряжение срабатывания растет сначала медленно, затем все быстрее. Наиболее трудно включающему электромагниту выводить удерживающее устройство из рабочего положения, когда ролик при своем движении отклоняет включающий рычаг вниз и преодолевает при этом действие включающих пружин привода.

По напряжению срабатывания включающего электромагнита можно косвенно судить о величине зацепления зуба включающего рычага за ролик удерживающего устройства. Непосредственно оценивать величину зацепления у привода ПП-61 рекомендуется по величине отклонения какого-либо элемента удерживающего устройства, например, регулировочного винта 31 (рис. 3), необходимого для вывода из зацепления включающего рычага. Измерять величину отклонения удерживающего устройства нужно следующим образом. Положив на полку привода рядом с регулировочным винтом метрическую линейку или полоску миллиметровой бумаги и заметив, против какого деления находится нижний конец винта, нужно затем медленно выводить удерживающее устройство из рабочего положения с помощью ударника включающего электромагнита или отвертки. Наибольшее отклонение регулировочного винта по горизонтали, при котором удерживающее устройство еще удерживает включающий рычаг, характеризует величину зацепления.

Рис. 3. Удерживающее устройство привода ПП-61 в положении неполного зацепления включающего рычага. Обозначения см. на рис. 2.

Рис. 4. Зубчатое колесо заводящего устройства привода ПП-61 в момент расцепления с траверсой поворотного груза. Обозначения см. на рис. 1.

Рис. 5. Зубчатое колесо заводящего устройства привода ПП-61К в момент, предшествующий зацеплению с траверсой поворотного груза. Обозначения см. на рис. 1.

Измеренная таким образом величина зацепления должна быть порядка 8-12 мм. Верхний предел строго не нормируется, он ограничивается максимально допустимой величиной напряжения срабатывания включающего электромагнита. Зацепление менее 8 мм недопустимо, так как может привести к срыву траверсы при заводе включающих пружин электродвигателем.

Цикл работы автоматического двигательного заводящего устройства заканчивается отключением электродвигателя. Для надежной работы конечного выключателя при включении и отключении электродвигателя необходимо проверять зазоры между нижним рычагом конечного выключателя и крышкой привода, между планкой 18 и упором 15 (рис. 1) при заводе включающих пружин (зазор должен быть порядка 2 мм) и между отогнутым концом нижнего рычага конечного выключателя в его отключенном положении и выступающими частями рычага 8 при включении выключателя (зазор должен быть не менее 3 мм). Нужно проверять также надежность зацепления рычага 7 за выступ верхней планки конечного выключателя, четкость переключения конечного выключателя и величину зацепления планки за нижний рычаг конечного выключателя в момент его отключения, которая должна быть не менее 2 мм.

Автоматическое двигательное заводящее устройство привода ПП-61 К конструктивно несколько отличается от аналогичного устройства привода ПП-61. В первую очередь это относится к механизму сцепления ролика 11 с зубом 12. Если у привода ПП-61 сцепление ролика с зубом может происходить только в конечном положе-нии траверсы, то у привода ПП-61 К - в любом положе-нии. Это достигается изменением способа установки отклоняющей пружины заводящей собачки. Вследствие этого ролик 11 всегда находится в состоянии, способном к зацеплению зубом 12 (рис. 5).

Такая конструкция заводящей собачки позволяет автоматическому двигательному заводящему устройству заводить включающие пружины привода ПП-61 К при неполном включении выключателя и одновременно с этим отключать выключатель. Хотя отключающие пру-жины выключателя в этом случае помогают заводящему устройству заводить включающие пружины привода, скорость отключения выключателя будет значительно ниже нормальной. При такой скорости выключатель способен отключать лишь небольшие по величине токи.

Несколько успешных случаев отключения в указанных условиях выключателями типа ВМ-35 токов нагрузки, близких к номинальному значению, дают основание предполагать, что многообъемные баковые выключатели способны отключать номинальные рабочие токи при заводе включающих пружин привода из недовключенного положения выключателя. У маломасляных выключателей величина тока, отключаемого при медленном движении контактов, будет меньше, чем у многообъемных баковых выключателей, из-за худших условий гашения электрической дуги. Специальные испытания выключателей для определения максимально допустимых токов при медленном отключении не проводились.

Автоматическое двигательное заводящее устройство, способное заводить включающие пружины в любом положении траверсы с поворотным грузом, имеет свои преимущества и недостатки. Так, например, при включении выключателя с приводом ПП-61К по телеуправлению диспетчер по сигнализации положения выключателей может проверить, произошло ли полное включение выключателя, и в случае недовключения выключателя и последующего его отключения при заводе включающих пружин принять меры для устранения неисправности выключателя.

При дистанционном включении выключателя с приводом ПП-61 по сигнализации положения выключателей в большинстве случаев нельзя узнать о недовключении выключателя, так как сигнальные блок-контакты включенного положения замыкаются раньше, чем произойдет полное включение выключателя, а автоматическое двигательное заводящее устройство не может завести включающие пружины в недовключенном положении выключателя и отключить выключатель. В этом случае подвижные контакты выключателя под действием отключающих пружин выключателя и включающих пружин привода будут находиться в промежуточном положении, касаясь неподвижных контактов или находясь в непосредственной близости от них. Это может привести к значительному повреждению контактов при длительном прохождении рабочего тока, а у маломасляных выключателей даже к взрыву газов, образующихся от действия электрической дуги.

В ряде случаев, например, при включении маломасляным выключателем электродвигателя большой мощности, медленное отключение выключателя из недовключившегося положения приводит к повреждению выключателя с последующим междуфазным коротким замыканием. Для исключения таких повреждений необходимо прежде всего повысить включающую способ ность выключателя. Способы повышения включающей способности выключателей приводятся ниже. В отдельных случаях вывод из работы автоматического двигательного заводящего устройства перед включением выключателя может также предупредить повреждение выключателя от больших пусковых токов электродвигателя при неполном включении выключателя. После каждой операции по включению выключателя дежурный персонал должен проверять положение выключателя и довключать его вручную, если он оказался в недовключенном положении. Неисправный выключатель после этого должен быть выведен в ремонт.

Дежурному персоналу необходимо также каждый раз после вывода из работы автоматического двигательного заводящего устройства и перед вводом выключателя в работу проверять положение заводящей собачки с роликом 11 (рис. 1). В случае нахождения ролика в зоне зацепления с зубом 12 нужно вывести заводящую собачку из этой зоны с помощью электродвигателя или вручную вращением рукоятки редуктора. Это предотвратит отказ в работе выключателя, так как заводящая собачка, находясь на пути движения траверсы с поворотным грузом, не позволит дойти ей до конечного положения и включить выключатель. Если остановка выключателя в промежуточном положении произойдет после электрического пробоя промежутка между контактами, то возможно повреждение выключателя.

При включенном автоматическом двигательном заводящем устройстве заводящая собачка после завода включающих пружин должна останавливаться вне зоны зацепления ролика 11 с зубом 12 и не должна подходить к этой зоне чрезмерно близко. Проверку положения заводящей собачки после завода включающих пружин и окончания вращения зубчатого колеса рекомендуется делать при максимально допустимом напряжении на электродвигателе привода.

Существенным недостатком узла отключения электродвигателя, обнаруживаемым на многих приводах ПП-61К, является недостаточная величина зацепления планки зубчатого колеса за нижний рычаг конечного выключателя. Устранить этот дефект можно путем установки новой более длинной планки или в отдельных случаях отгибанием вниз конца нижнего рычага конечного выключателя. При этом нужно обязательно проверять зазор между концом нижнего рычага в отключенном положении конечного выключателя и рычагом 8 при прохождении его мимо нижнего рычага конечного выключателя. При отсутствии зазора или недостаточной его величине выступающие части рычага 8 могут при включении выключателя задеть за нижний рычаг конечного выключателя и отогнуть его вверх. Это может привести к отказу в работе конечного выключателя, из-за чего контакт готовности привода (КТП), находящийся в цепи управления выключателем, останется разомкнутым и выключатель не может дистанционно включаться. Кроме этого, от непрерывной работы электродвигатель может выйти из строя.

Удерживающее устройство привода ПП-61 К (рис. 6) работает более надежно, чем аналогичное устройство привода ПП-61, так как не отскакивает при возвращении в исходное положение после отклонения его включающим рычагом во время завода включающих пружин. Величину зацепления зуба включающего рычага 5 за ролик удерживающего устройства 11 у привода ПП-61 К следует проверять по высоте подъема рычага 8, необходимого для вывода из рабочего положения удерживающего устройства. Измерение рекомендуется делать при помощи метрической линейки, устанавливая ее у конца рычага 8 и медленно поднимая рычаг ударником электромагнита включения или длинной отверткой. Измеренная таким образом величина подъема рычага должна быть не менее 8 мм.

Рис. 6. Удерживающее устройство привода ПП-61К. Обозначения см. на рис. 2.

Дополнительно по теме

Наладка заводящего устройства пружинного привода

Наладка неханизна включения пружинного привода

Наладка механизма отключения пружинного привода

Регулировка MB с пружинным приводом

Регулировка MB с электромагнитным приводом

Повышение надежности ВМП-10 и ВМГ-133