+7 (351) 215-23-09


  1. Средний ремонт трансформаторов
  2. Разборка и ремонт отдельных частей трансформатора
  3. Ремонт обмоток
  4. Ремонт остова
  5. Ремонт переключающих устройств
  6. Ремонт отводов и вводов
  7. Ремонт бака, расширителя, радиаторов и других устройств
  8. Установка активной части в бак
  9. Окончательная сборка и проверка трансформатора на плотность
Страница 6 из 9

При осмотре отводов обращают внимание на их изоляцию и качество соединений (паек). Признаками плохого контакта отводов, работающих в масле, являются потемнение изоляции и отложение на их поверхности черной спекшейся массы. Дефектные соединения перепаивают и изолируют до требуемой толщины бумажной лентой или лентой из лакоткани; закрепляют основную изоляцию одним слоем тафтяной ленты. Ленты при изолировании накладывают обычно в полуперекрытие так, чтобы каждый последующий слой перекрывал предыдущий на половину ширины ленты. Лента должна ложиться плотно, без морщин и пропусков.

Вводы 35 кВ и ниже при ремонте снимают с крышки бака, тщательно осматривают и проверяют состояние фарфоровых изоляторов, уплотняющих прокладок, исправность резьбы на токоведущих стержнях и гайках. Поврежденные фарфоровые изоляторы заменяют, токоведущие части и детали крепления при обнаружении дефектов восстанавливают. После чистки и промывки ввод собирают и устанавливают на старое место; резиновое прокладки, как правило, заменяют новыми.

В настоящее время в эксплуатации еще находится большое количество трансформаторов с вводами армированной конструкции. Если при осмотре обнаруживают течь масла через армировочную замазку или трещину в изоляторе, такие вводы заменяют съемными (разборными). В отдельных случаях их переармировывают, используя для склеивания фарфорового изолятора с фланцем глетоглицериновую или магнезитовую замазку. Паяные и сварные части вводов опрессовывают и проверяют на просачивание мыльным раствором. Забитую резьбу на гайках восстанавливают прогонкой метчиком, на стержне — плашкой.

Весь ввод перед установкой проверяют на герметичность гидропрессом, создавая в нем избыточное давление трансформаторного масла 0,15—0,2 МПа при температуре 60—70°С в течение 1 ч.

Ремонт крышки

На крышках трансформаторов до III габарита включительно вводы, переключающие устройства, краны и другие части крепят приваренными к ней шпильками. Поэтому после чистки и протирки крышки все шпильки осматривают и при необходимости ремонтируют. Изогнутые шпильки выпрямляют, имеющие излом или плохую резьбу заменяют новыми. Для это го сверлят в крышке отверстие, нарезают метчиком соответствующую резьбу, заворачивают шпильку и с обратной стороны приваривают ее к крышке электросваркой. Особенно тщательно уплотняют и крепят подъемные шпильки трансформаторов, у которых они через отверстия в крышке выступают наружу для навинчивания на них рымов 1 (рис. 12). Крышку 5 при среднем ремонте обычно не демонтируют с активной части. Для замены асбестового уплотнения 4 сначала измеряют расстояние от полки ярмовой балки до крышки. Далее отвинчивают со шпильки 8 рым 1, гайку 2 и снимают шайбу 3. Опуская нижнюю гайку 7 с шайбой 6 на 30—40 мм ниже их нормального положения, стальным крючком извлекают старое уплотнение. После этого подтягивают крепление нижних концов подъемных шпилек на ярмовых балках и приступают к уплотнению верхних. Для уплотнения применяют асбестовый шнур, который расплетают на отдельные пряди, пропитывают их бакелитовым лаком, выдерживают в течение 15—20 мин на воздухе и наматывают с обеих сторон крышки 5 по ходу гайки на резьбу шпильки до толщины, обеспечивающей плотное прилегание асбеста к шпильке и крышке с таким расчетом, чтобы после затяжки гаек уплотнение полностью заполнило зазор между шпилькой и крышкой. Далее надевают шайбу 3 и, контролируя мерной рейкой расстояние между крышкой и ярмовой балкой, затягивают до отказа гайки 2 и 7, подбивая выступающий асбест под шайбы и обрубая его излишки зубилом. Для предотвращения ослабления гайку 7 кернят.

Уплотнение подъемной шпильки на крышке

Рис. 12. Уплотнение подъемной шпильки на крышке

Далее на крышке устанавливают ранее демонтированные устройства: вводы, приводы переключателей, штуцер баллона термосигнализатора и др. Их монтируют до или после установки крышки на бак в зависимости от того, скреплена она механически с активной частью или нет. Так, например, у трансформаторов с вводами на стенке бака или на крышках, жестко скрепленных с активной частью, их монтируют до установки крышки на бак, а у трансформаторов с вводами на крышке, не скрепленной с активной частью,— после крепления ее к баку. Иногда в зависимости от размеров и масс устройств часть их крепят на крышке до установки, а остальную часть — после установки ее на бак. Для них заготовляют резиновые прокладки с внутренним диаметром на 8—10 больше диаметра отверстий в крышке, одну сторону прокладки смазывают клеем № 88, выдерживают на воздухе в течение нескольких минут и приклеивают на поверхность крышки насухо протертую, по месту установки устройства.

Прокладки располагают симметрично относительно отверстий; нарушение симметричности приводит к неравномерности уплотнения, выдавливанию прокладки, течам масла. Особую осторожность и аккуратность следует соблюдать при монтаже

вводов. Перед установкой их тщательно осматривают и протирают чистой салфеткой, смоченной растворителем. Необходимость протирки, особенно поверхности изолятора, расположенной под крышкой, объясняется тем, что загрязнение и влага на его поверхности резко снижают сопротивление изоляции, и, чтобы протереть их после сборки трансформатора, потребовались бы повторные разборочно-сборочные работы.

Съемный ввод, например класса 35 кВ с припаянной к отводу шпилькой (рис. 13, а), устанавливают на крышке и такой последовательности: через отверстие в крышке 8 с приклеенной прокладкой 9 вынимают из бака отвод 10 со шпилькой 1 ввода. На бортик шпильки укладывают электрокартонную шайбу 5; пропускают через фарфоровый изолятор 6 шпильку с отводом, укладывают на верхний торец изолятора резиновую прокладку 4 и прижимают ее латунным колпаком 3. На шпильку надевают латунную втулку 2 и, навинчивая на нее гайку, уплотняют ввод. Закрепив и уплотнив контактную шпильку в верхней части ввода, приступают к его креплению к крышке кулачками 7.

съемный ввод 35 кВ

Установка на крышке съемного ввода 35 кВ

Рис. 13. Установка на крышке съемного ввода 35 кВ со шпилькой, припаянной к отводу: а — общий вид, б — крепление кулачками

У трансформаторов I—III габаритов изолятор ввода прижимают кулачками 7 с помощью шпилек 11 (рис. 13, б), приваренных непосредственно к крышке 8: на приклеенную к крышке прокладку 9 устанавливают изолятор 6, надевают на шпильки кулачки, а на них фасонный (стопорный) фланец 13 и навинчиванием на шпильки гаек 12 притягивают изолятор к крышке.

В трансформаторах IV габарита и более мощных кулачки прижимают к изолятору болтами, вворачиваемыми в промежуточный фланец, приваренный к крышке: устанавливают на фланец с прокладкой изолятор, кулачки и фасонный фланец, затем через кулачки пропускают болты и„ вворачивая их в резьбовые отверстия фланца, притягивают ввод к крышке.

Подсоединение демпфера к вводу

Рис. 14. Подсоединение демпфера (компенсатора) к вводу

При креплении вводов кулачками следует особое внимание уделять равномерности перекрестной затяжки. Невыполнение этого условия может привести к перекосу, сколам и трещинам изолятора. Отводы с демпферами подсоединяют к собранным и установленным на крышке вводам, соблюдая такую последовательность: окончательно закрепив гайками 8 (рис. 14) на крышке 7 ввод 9, отвинчивают со стержня 1 гайки 2 и 3, снимают шайбу 4, надевают на стержень демпфер 10 отвода 11, затем шайбу 4 и рукой навинчивают гайку 3 до момента прижатия демпфера вместе с шайбой 5 к гайке 6. Далее удерживая гайку 6 одним ключом, другим до отказа затягивают гайку 3, а затем контргайку 2. Последнюю операцию, являющуюся одной из ответственных, следует выполнять с большой осторожностью: ни одна из деталей крепления (шайба, гайка) или инструмент, особенно при работе над баком с установленной активной частью, не должны попасть в него, соединение должно иметь плотный надежный контакт.