+7 (351) 215-23-09


Машинная постоянная, электромагнитные нагрузки

Дополнительно по теме

ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЫ, МАШИННАЯ ПОСТОЯННАЯ, ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ НАГРУЗКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Технико-экономические показатели, размеры, масса и стоимость электрической машины зависят от ее главных размеров - внутреннего диаметра сердечника якоря D (в машинах постоянного тока D - внешний диаметр якоря) и расчетной длины сердечника якоря . В свою очередь главные размеры D и решающим образом зависят от основных электромагнитных нагрузок машины - индукции в воздушном зазоре и линейной нагрузки А в номинальном режиме (линейная нагрузка А обмотки переменного тока - суммарное действующее значение тока всех проводников обмотки, отнесенное к единице длины окружности якоря: ). Расчетная мощность машины Sр, ее главные размеры и электромагнитные нагрузки связаны между собой машинной постоянной Арнольда

где расчетная длина машины (рис. 16-6); коэффициент формы кривой индукции; - эффективное и среднее значения индукции; при синусоидальном распределении индукции -расчетный коэффициент полюсного перекрытия обычно - обмоточный коэффициент для основной гармонической магнитного поля (см. раздел), обычно .

Расчетная длина машины весьма близка к действительной длине сердечника якоря при отсутствии радиальных вентиляционных каналов и на 5-15% меньше длины при наличии каналов.

Расчетная мощность Sр в машинах переменного тока равна "внутренней" полной мощности

где Ен и Uн - э. д. с. обмотки фазы при номинальной нагрузке и номинальное фазное напряжение обмотки якоря; Ен/Uн= kЕ = 0,95...1,05; Рн - номинальная активная мощность машины; - номинальный коэффициент мощности машины.

Расчетная мощность в машинах постоянного тока

где для генератора и kЕ= 0,95 для двигателя; Pн=Uн/Iн - номинальная электрическая мощность на зажимах машины.

Чем меньше машинная постоянная, тем выше электромагнитные нагрузки, тем меньше размеры машины при заданной мощности и частоте вращения; при заданной мощности машины с большей частотой вращения меньше по размерам и легче по весу.

Ориентировочные значения А и современных электрических машин приведены в табл. 16-2 (диапазон значений А соответствует указанному в скобках диапазону значений мощности, полюсного деления t или диаметра якоря D). На графиках рис. 16-7 указана ориентировочная относительная масса (полная масса, отнесенная к единице полной мощности, кг/кВА) электрических машин.

Технико-экономические свойства машины существенно зависят от отношения

При увеличении l машина удешевляется, но усложняется задача ее охлаждения. Значения l современных машин переменного тока указаны в табл. 16-3

Рис. 16-6. Основные размеры электрической машины.а - продольный разрез машины; б - кривая индукции в воздушном зазоре.

Рис. 16-7. Относительная масса электрических машин (ориентировочные значения). 1 - машины переменного тока общего применения; 2 - гидрогенераторы с воздушным охлаждением обмоток; 3 - гидрогенераторы с водяным охлаждением обмотки статора; 4 - турбогенераторы с внутренним водяным охлаждением обмотки статора и внутренним водородным охлаждением обмотки ротора.

Таблица 16-2

Тип машины

Асинхронные и синхронные машины средней и большой мощности (10-2000 кВт)

2-5

0,6-0,8

Гидрогенераторы (t=20...70 см) и турбогенераторы (6-100 МВт) с поверхностным воздушным охлаждением

4,5-6,5

0,7-0,8

Гидрогенераторы с водяным и турбогенераторы с внутренним водородным охлаждением (100-200 МВт)

9-11

0,75-0,8

Турбогенераторы с водородно-водяным охлаждением (свыше 150 МВт)

13-20

0,8-0,85

Машины постоянного тока (D=0,1...3 м)

1-6

0,4-1

Таблица 16-3

Значения l

Р

Асинхронные машины

Синхронные машины

1

2

3

4

6

12

24

0,6-1

1,26

1,44

1,59

1,81

2,29

2,88

1-4

0,7

0,87

1,0

1,22

1,74

2,45

Для машин постоянного тока l = 0,5...1,0.

Длина сердечника якоря может быть выражена через расчетную длину с учетом поля в зоне радиальных вентиляционных каналов и в торцевой зоне машины (рис. 16-1, 16-6)

где -средний зазор между статором и ротором [в асинхронных машинах , в синхронных явнополюсных машинах ]. Обычно длина пакета l'=4...5 см и ширина канала bв = 1 см.

Расчетная ширина канала определяется по табл. 16-4 или по формуле

С0=1 при каналах только на статоре или только на роторе; С0 = 0,5 при каналах и на статоре и на роторе.

Таблица 16-4

Значения

0

0,05

0,1

0,15

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

1,0

2,0

4,0

Каналы только на статоре или только на роторе

1,0

0,82

0,70

0,60

0,52

0,40

0,35

0,28

0,23

0,17

0,09

0,05

Каналы на статоре и на роторе

1,0

0,89

0,80

0,74

0,68

0,58

0,51

0,46

0,40

0,28

0,17

0,09

 

При равномерном (гладком) воздушном зазоре (бесконечно узкие раскрытия пазов) и постоянном магнитном напряжении между статором и ротором индукция вдоль зубцового деления одинакова, средняя индукция равна максимальной индукции: Если один из сердечников зубчатый (рис 16-8, в), то индукция вдоль зубцового деления tz изменяется, приобретая минимальное значение на оси паза; при этом (рис. 16-8, б). Для упрощения ряда расчетов реальный неравномерный воздушный зазор d заменяется равномерным расчетным зазором , индукция в котором равна средней индукции в неравномерном зазоре. Коэффициент называется коэффициентом воздушного зазора (коэффициентом Картера); он равен:

При наличии пазов на статоре и роторе

где -коэффициенты воздушного зазора статора и ротора, каждый из которых рассчитывается по приведенному выражению в предположении, что противоположная поверхность воздушного зазора - гладкая.

Рис. 16-8. Магнитная индукция в воздушном зазоре при зубчатом сердечнике.

Распределение магнитной индукции в воздушном зазоре при бесконечно большой магнитной проницаемости стали и постоянном магнитном напряжении между статором и ротором можно найти, умножив н. с. F обмотки, возбуждающей магнитное поле, на проводимость воздушного зазора (рис. 16-8, а)

Кривая является периодической функцией с периодом, равным зубцовому делению tz. При расположении начала координат на оси паза и числе зубцов сердечника Z

где -постоянная составляющая проводимости воздушного зазора; - амплитуда n-й гармонической составляющей проводимости,

При двусторонней зубчатости зазора

где - магнитная проводимость воздушного зазора, образованного зубчатым статором (ротором) и гладким ротором (статором) с минимальным расстоянием между ними d.

С достаточной для практических целей точностью рассчитываются указанным способом коэффициенты и при изменении вдоль окружности воздушного зазора магнитного напряжения между статором и ротором, что наиболее характерно для электрических машин. (При расчете синхронных явнополюсных машин в формулу для подставляют .)

Рис. 16-9. К расчету магнитной проводимости воздушного зазора.

Дополнительно по теме