+7-351-
215-23-09


Неисправности электродвигателей

Неисправности электродвигателей возникают в результате износа деталей и старения материалов, а также при нарушении правил технической эксплуатации. Причины возникновения неисправностей и повреждений электродвигателей различны. Нередко одни и те же неисправности вызываются действиями различных причин, а иногда — и совместным их действием. Успех ремонта во многом зависит от правильного установления причин всех неисправностей и повреждений поступающего в ре-мот электродвигателя.

Повреждения электродвигателей по месту их возникновения и характеру происхождения делят на электрические и механические. К электрическим относят повреждения изоляции или токопроводящих частей обмоток, коллекторов, контактных колец и листов сердечников. Механическими повреждениями считают ослабление крепежных соединительных резьб, посадок, нарушения формы и поверхности деталей, перекосы и поломки. Повреждения обычно имеют очевидные признаки или легко устанавливаются измерениями.

Неисправности часто можно установить лишь по косвенным признакам. При этом приходится не только проводить измерения, но и сопоставлять обнаруженные факты с известными из опыта и делать соответствующие выводы.

Предремонтные испытания

Для электродвигателей, поступающих в ремонт, когда это возможно, следует проводить предремонтные испытания.

Объем испытаний устанавливают в каждом случае в зависимости от вида ремонта, результатов анализа карт осмотра и внешнего состояния электродвигателя. Работа по предметному выявлению неисправностей машин называется дефектацией. Перед испытаниями электродвигатель подготавливают к работе с соблюдением всех требований правил технической документации; измеряют размеры зазоров в подшипниках и воздушные зазоры, осматривают доступные узлы и детали и оценивают возможность их использования при испытаниях. Непригодные детали по возможности заменяют исправными (без разборки).

В асинхронных двигателях на холостом ходу измеряют ток холостого хода, контролируют его симметрию и оценивают визуально или с помощью инструментов все параметры, подлежащие контролю при эксплуатации.

В электродвигателях с фазным ротором и двигателях постоянного тока оценивают работу контактных колец, коллекторов, щеточного аппарата. Нагружая электродвигатель в допустимой мере оценивают влияние нагрузки на работу его основных узлов, контролируют равномерность нагрева доступных частей, вибрацию, определяют неисправности и устанавливают возможные их причины.

Признаки и причины неисправностей асинхронных электродвигателей

Типичные признаки и причины неисправностей асинхронных электродвигателей при номинальных параметрах питающей сети и правильном включении обмоток электродвигателя приведены в таблице ниже.

Неисправности электрических двигателей и возможные причины их возникновения
Признаки неисправностиПричины неисправностиСпособ ремонта
Электродвигатели переменного тока
Двигатель при включении в сеть не развивает номинальной частоты вращения, издает ненормальный шум. при проворачивании вала от руки работает неравномерноВозможен обрыв фазы при соединении обмоток статора звездой или двух фаз при соединении треугольникомНаиболее вероятное место повреждений — межкатушечные соединения или окисления контактных поверхностей замыкающих колец (у двигателей с фазным ротором). Производят ремонт соединения, зачистку контактов, ремонт обмотки
Ротор двигателя не вращается, сильно гудит, быстро нагревается до выше допустимых температурОбрыв фазы обмотки статора
Двигатель сильно гудит (особенно при пуске), ротор вращается медленно и работает устойчивоОбрыв в фазе ротора
Двигатель устойчиво работает при номинальной нагрузке на валу, с частотой вращения, меньше номинальной, ток в одной фазе статора увеличенОбрыв в одной фазе статора при соединении обмоток треугольником
При работе электродвигателя на холостом ходу наблюдаются местные перегревы активной стали статораЗамкнуты между собой листы сердечника статора из-за порчи межлистовой изоляции или выгорания зубцов при повреждениях обмоткиУдалить заусенцы, обработав места замыкания острым напильником, разъединить листы и покрыть их лаком. При сильном выгорании листов — вырубить поврежденные места, между листами проложить тонкий электрокартон и пролакировать
Перегрев обмотки статора в отдельных местах при несимметрии токов в фазах: двигатель гудит и не развивает номинального моментаВитковое замыкание одной фазы в обмотке статора; междуфазное замыкание в обмотках статораНайти место повреждения обмотки и устранить замыкание. В случае необходимости — перемотать поврежденную часть обмотки
Равномерный перегрев всего электродвигателяНеисправен вентилятор (система вентиляции)Снять защитный кожух и отремонтировать вентилятор
Перегрев подшипников скольжения с кольцевой смазкойОдностороннее притяжение роторов из-за чрезмерной выработки вкладыша; плохое прилегание вала к вкладышуПерезалить подшипники скольжения
Перегрев подшипника качения, сопровождающийся ненормальным шумомЗагрязнение смазки, чрезмерный износ тел качения и дорожек; неточная центровка валов в агрегатеУдалить старую смазку, промыть подшипник и заложить новую смазку. Заменить подшипник качения. Проверить установку подшипников и центровку машины с агрегатом
Стук в подшипнике скольженияБольшой износ вкладышаПерезалить подшипник
Стук в подшипнике каченияРазрушение дорожек или тел каченияЗаменить подшипник
Повышенная вибрация при работеНарушение балансировки ротора шкивами или муфтами; неточная центровка валов агрегата; перекос соединительных полумуфтДополнительно отбалансировать ротор, шкивы или полумуфты; произвести центровку двигателя и машины; снять и вновь правильно установить полумуфту Найти место обрыва или плохого контакта и исправить повреждение
Электродвигатели постоянного тока
Якорь машины не вращается под нагрузкой; если вал развернуть усилием извне, двигатель идет «вразнос»Обрыв или плохой контакт в цепи возбуждения; короткие или межвитковые замыкания в обмотке независимого возбужденияЧаще всего неисправность бывает в регуляторе возбуждения
Частота вращения якоря меньше или больше номинальной при номинальных значениях напряжения сети и тока возбужденияЩетки сдвинуты с нейтрали соответственно в направлении вращения или против направления вращения валаУстановить щетки коллектора на нейтраль
Щетки одного знака искрят сильнее щеток другого знакаНеодинаковы расстояния между рядами щеток по окружности коллектора; междувитковые замыкания в обмотках одного из главных или добавочных полюсовОбрыв чаше происходит в катушке, находящейся между почерневшими пластинами коллектора. Найти место повреждения и отремонтировать
Щетки искрят; образуется почернение пластин коллектора, расположенных на определенном расстоянии друг от друга; после чистки чернеют те же пластиныПлохой контакт или короткое замыкание в обмотке якоря; обрыв в катушке якоря, присоединенной к почерневшим пластинамПроверить пайку всех соединений между обмоткой якоря и почерневшими пластинами коллектора. Обнаруженные неисправности соединения — пропаять
Чернеют каждые вторая-третья пластины коллектораОслабла прессовка коллектора или выступает миканит дорожек изоляцииЗатянуть пластины коллектора и проточить его поверхность
При нормальном нагреве двигателя и совершенно исправных щеточном аппарате и поверхности коллектора щетки искрятНедопустимый износ коллектораДвигатель капитально ремонтируют или заменяют на новый
Повышенное искрение щеток от вибрации, перегрев коллектора и щеток, потемнение большей части коллектораВыступают дорожки изоляции коллектора; коллектор «бьет»Проточить и прошлифовать коллектор
При вращении якоря двигателя в разных направлениях щетки искрят с различной интенсивностьюЩетки смещены с централиПроверить положение щеток и установить их по заводским меткам, расположенным на траверсе
Повышенное искрение щеток на коллектореНедостаточное прилегание щеток к коллектору; дефект рабочей поверхности щеток; неодинаковое давление щеток на коллектор; заклинивание щеток в обоймах щеткодержателяПроверить и при необходимости укоротить нажимную пружину щеткодержателей или заменить их новой Отшлифовать поверхности щеток. Установить щетки в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя, применив щетки одной марки