+7 (351) 215-23-09


  1. Выключатель высоковольтный воздушный ВВ-330Б
  2. Устройство выключателя
  3. Работа выключателя
  4. Ремонт выключателя
  5. Сборка составных частей выключателя после ремонта
  6. Приспособления для капитального ремонта выключателя
  7. Характерные неисправности выключателей ВВ–330Б
  8. Характерные неисправности выключателей ВВД–330Б, ВВБ-330Б, ВВБ-500
Страница 3 из 8 4. Работа выключателя

4.1. Выключатель воздушный ВВ-330Б относится к электрическим коммутационным аппаратам высокого напряжения, в которых гашение электрической дуги, а также работа привода, размыкание контактов гасительной камеры и отделителя, создание необходимой электрической прочности промежутков между разомкнутыми контактами отделителя в отключенном положении выключателя производятся с помощью сжатого воздуха.

4.2. Электропневматическая схема управления полюсом выключателя дает представление о взаимодействии и последовательности срабатывания механизмов полюса выключателя и выполнении им всех необходимых операций и циклов.

Положение элементов схемы соответствует включенному положению выключателя.

4.3. Отключение выключателя

При дистанционном управлении подается командный импульс на катушку электромагнита отключения ЭО.

Все последующие операции выполняются автоматически.

4.3.1. Отключение гасительной камеры

При срабатывании электромагнита отключения его якорь, втягиваясь, бойком ударяет по штоку пускового клапана отключения. Сжатый воздух через открытый клапан воздействует на поршень среднего клапана отключения и отодвигает тарелку клапана, механически связанную с поршнем.

Затем срабатывают клапаны и сжатый воздух, поступая в гасительную камеру, повышает там давление, отводит подвижные контакты, гасит электрическую дугу и выходит в атмосферу через выхлопные клапаны. После гашения дуги контакты гасительной камеры поддерживаются в разомкнутом состоянии еще некоторое время, достаточное для приведения в действие отделителя. Затем поступление воздуха в гасительную камеру автоматически прекращается, и контакты гасительной камеры смыкаются под действием пружин.

4.3.2. Отключение отделителя. Параллельно с наполнением гасительной камеры сжатый воздух через козырьки открывает с соответствующим запозданием, которое определяется длиной и сечением воздухопроводов, обратные клапаны и перемещает поршни дутьевых клапанов отделителя.

Сжатый воздух, устремляясь из резервуара в отделитель, отводит подвижные контакты и гасит электрическую дугу, ток которой ограничен сопротивлением омического делителя напряжения, шунтирующего разрывы гасительной камеры. Подвижные контакты отделителя в конце хода «залипают» и таким образом изолируют полость отделителя от атмосферы. Отделитель в отключенном положении остается наполненным сжатым воздухом, который удерживает контакты разомкнутыми и обеспечивает необходимую электрическую прочность промежутков между контактами отделителя.

4.3.3. Отсечка подачи сжатого воздуха при отключении. В схеме управления предусмотрена пневматическая отсечка подачи сжатого воздуха в гасительную камеру раньше, чем переключатся контакты СБК и обесточат электромагнит отключения.

Пневматическая отсечка работает следующим образом: когда открывается средний клапан отключения, сжатый воздух через отверстие с регулировочной иглой отсечки попадает в полость над золотником отсечки. Игла позволяет регулировать момент отсечки сжатого воздуха и тем самым изменять величину бесконтактной паузы гасительной камеры и расход сжатого воздуха при отключении (сброс давления).

После срабатывания золотника отсечки, открывающего выход воздуху в атмосферу, система клапанов отделителя возвращается в исходное положение. Через клапаны отделитель и полость над обратными клапанами сообщается с резервуаром.

4.3.4. Подготовка цепи включения и сигнализация об исполнении команды на отключение. Одновременно с наполнением гасительной камеры и отделителя сжатый воздух попадает в манометр МЭ, сигнализирующий о величине давления в отделителе, и действует на поршень привода СБК 3.

Поршень привода, перемещаясь вверх, сжимает пружину и поворачивает своим поводком вал привода, который переключает СБК. При этом разрывается цепь электромагнита отключения, подготавливается цепь включения, и включается зеленая лампочка ЛО («отключено»), сигнализирующая об исполнении команды.

4.4. Включение выключателя

4.4.1. В отключенном положении тарелки дутьевых клапанов отодвинуты, пружины клапанов сжаты, и открыт свободный доступ воздуху из резервуаров в отделитель, при этом контакты 19-20 и 15-16 СБК замкнуты, а контакты 13-14 и 17-18 разомкнуты.

При дистанционном управлении подается командный импульс на катушку электромагнита включения ЭВ. Последующие операции выполняются автоматически.

4.4.2. Включение отделителя. При срабатывании электромагнита включения его якорь, втягиваясь, бойком ударяет его по штоку пускового клапана включения. Сжатый воздух действует на поршень среднего клапана включения и отодвигает тарелку клапана, механически связанную с его поршнем. Затем таким же образом срабатывает большой клапан. При этом открывается доступ сжатому воздуху из полостей между обратными клапанами и поршнями дутьевых клапанов отделителя в атмосферу. Обладая двусторонним действием, клапаны отделителя одновременно закрывают доступ сжатому воздуху из резервуара в отделитель. Контакты отделителя под действием пружин смыкаются. Выключатель включен.

4.4.3. Подготовка цепи отключения и сигнализация об исполнении команды на включение. Одновременно с выходом из полости отделителя сжатый воздух выходит из полости, сообщающейся с электроконтактным манометром МЭ, и из-под привода СБК 3. Поршень привода перемещается вниз под действием пружины и поворачивает поводком вал привода, который переключает СБК. При этом разрывается цепь электромагнита включения, и включается красная лампа («включено»), сигнализирующая об исполнении команды.

4.5. Электрическая схема управления

Принципиальная электрическая схема управления полюсом выключателя ВВ-330Б дает представление о взаимодействии и последовательности срабатывания механизмов полюса при дистанционном управлении выключателем при помощи электромагнитов. Положение элементов схемы соответствует включенному положению полюса выключателя.

4.5.1. Отключение выключателя. При отключении замыкается цепь: «+» источника тока – ключ управления – контакты СБК – катушка ЭО – реле контроля давления – «-» источника тока. Электромагнит срабатывает, и выключатель отключается. Тем самым подготавливается цепь включения, и загорается лампочка «отключено».

Аварийное отключение происходит таким же образом, но импульс при этом подается от реле защиты.

4.5.2. Включение выключателя. При включении замыкается цепь «+»источника тока – ключ управления – контакты СБК – блок - контакты ЭО – катушка ЭВ – реле контроля давления – «-» источника тока. Электромагнит срабатывает, и выключатель включается. Контакты СБК возвращаются в исходное положение. Тем самым подготавливается цепь отключения, и загорается лампочка «включено».

2.4.3. При включении на имеющееся в линии короткое замыкание приходит в действие релейная защита, которая автоматически отключает только что включенный выключатель. В схеме предусмотрена блокировка от повторного включения («прыгания»), если оператор не успел снять руки с ключа управления.

Блокировка заключается в том, что якорь электромагнита, втянувшись, остается во втянутом положении столько времени, сколько находится во включенном положении ключ управления. Образуется цепь блокировки: плюс источника тока – ключ управления – контакты СБК – блок - контакты ЭО – катушка ЭО – реле контроля давления – «-» источника тока.

2.4.4. Ввиду того, что подача сжатого воздуха прекратится, как только сработает отсечка, даже при втянутом якоре электромагнита расхода воздуха не будет. Цепь катушки электромагнита включения разорвана блок - контактами ЭО. Чтобы вернуть схему в исходное положение, оператор должен снять руку с ключа управления. Тогда цепь блокировки разорвется, якорь вернется в исходное положение, и выключатель вновь будет готов к включению. Однако такая блокировка имеет недостаток: допустимая продолжительность ее действия ограничена временем термической устойчивости электромагнитов отключения (6 с). Поэтому, при необходимости, может быть использована иная схема блокировки.

2.4.5. Автоматическое повторное включение (АПВ) осуществляется чередованием операций О и В, при этом цепь АПВ проходит через реле контроля давления Р2.

АПВ может быть «успешным» и «неуспешным». При «успешном» АПВ проводится отключение выключателя и его последующее включение. При этом если короткое замыкание будет ликвидировано, выключатель остается включенным. Если выключатель включается на имеющееся в линии устойчивое короткое замыкание, то он вновь отключается («неуспешное» АПВ).

При операциях АПВ каждая последующая команда должна подаваться не ранее момента переключения контактов СБК. Допускается задержка подачи команды на включение (увеличение tбк) введением в цепь включения реле выдержки времени.

На время проведения цикла АПВ блокировка от многократных срабатываний («прыгания») должна сниматься автоматом АПВ, не входящем в комплект выключателя.

Для блокировки от срабатывания выключателя при недостаточном давлении сжатого воздуха в резервуарах служат электроконтактные манометры, расположенные в распределительном шкафу. Через промежуточные реле один манометр при падении давления ниже 1,6 МПа (16 кгс/см²) должен размыкать цепи команд включения и отключения, другой при падении давления ниже 1,9 МПа (19 кгс/см²) должен переключать цепи АПВ на простое отключения выключателя.

Полные электрические принципиальные монтажные схемы управления, сигнализации и АПВ выключателя разрабатываются организациями, проектирующими подстанции.

"