+7 (351) 215-23-09


Инструкция по ремонту электродвигателей 6 кВ, БНС, спецкомпрессора и РВ - Порядок проведения контроля

  1. Инструкция по ремонту электродвигателей 6 кВ, БНС, спецкомпрессора и РВ
  2. Технологические ограничения, указания и меры безопасности
  3. Технологические карты выполнения работ
  4. Дополнительные указания по сборке двигателей АВ16-41-12К
  5. Технологические карты ремонта электродвигателей типов ВАН
  6. Технологическая карта ремонта электродвигателей ВА12–41–4, АОВ2–14–41–4, АВ–113–4М, 4АОВ–400–У4–У3, АО4
  7. Технологическая карта ремонта электродвигателей АЗ–2000/6000, 2АЗМ–2500/6000, А–112–4, А–112–4М, А–114–4
  8. Технологическая карта ремонта электродвигателей 2АЗМП-630/6000, ДАЗО4–400Y–6У1
  9. Технологическая карта ремонта резервного возбудителя и других электродвигателей
  10. Технологическая карта текущего ремонта асинхронных электродвигателей
  11. Технологическая карта среднего ремонта асинхронных электродвигателей
  12. Порядок проведения контроля
  13. Технические средства, применяемые при ремонте
  14. Документация
  15. Приложения
  16. Рекомендации по сборке подшипниковых узлов и резьбовых соединений
  17. Порядок перемещения электродвигателей
Страница 12 из 17 4 Порядок проведения контроля и испытаний.4.1 Категории качества выполнения работ.

4.1.1 В соответствии с требованиями раздела 3 «Классификации компонентов и деятельности по категориям качества» работы по ремонту электродвигателей 6 кВ машзала, БНС и спецкомпрессора относятся к 2-й и 3-й категории качества.

4.1.2 К работам 2-й категории качества относятся работы по ремонту всех электродвигателей ЦН, насосов техводы ответственных потребителей 0VF21D01 0VF23D01, 0VF41D01 0VF43D01, 0VF61D01 0VF63D01; насосов расхолаживания 2НР-1, 2НР-2; аварийных насосов техводы АНТВ-1 АНТВ-5; насосов пожаротушения 0UJ10D01, 0UJ10D02. по ремонту электродвигателей 6 кВ.

4.2 Порядок проведения контроля при ремонте.

Все работы подлежат самоконтролю со стороны исполнителя. Под контролем мастера (независимый контроль) должны выполняться операции по протоколам контроля, предремонтные и послеремонтные испытания электродвигателей 2-й категории качества.

4.3 Требования к маркировке снимаемых деталей.

4.3.1 Если при сборке узлов оборудования необходимо устанавливать детали относительно друг друга в таком же положении, в каком они были до разборки (например положение подвижной части траверсы относительно неподвижной ЩКА генератора резервного возбудителя), то перед снятием таких деталей необходимо отмаркировать их положение относительно друг друга с применением маркеров, теснения и т.д.

4.4 Порядок проведения испытаний.

Для оценки качества проведенного ремонта и технического состояния ЭД перед ремонтом, при проведении ремонта и после ремонта проводятся электрические и механические испытания и проверки ЭД и его составных частей. Результаты замеров и испытаний оформляются в виде актов и протоколов.

4.5 Методы контроля, технология проведения, критерии и нормы проведения контрольных операций для ЭД 6 кВ.

Согласно “Объемам и нормам испытаний электрооборудования” и технической документации заводов изготовителей ЭД 6кВ устанавливаются следующие виды испытаний и проверок:

4.5.1 При капитальном ремонте:

4.5.1.1 испытание обмотки статора повышенным напряжением 10 кВ 50 Гц в течение 1 мин.;

4.5.1.2 измерение Rиз статора мегомметром 2500В. Сопротивление изоляции должно быть не менее 40 МОм при 20° С.;

4.5.1.3 измерение коэффициента абсорбции. Значение коэффициента абсорбции не нормируется, но служит для определения необходимости сушки обмотки электродвигателя. Значение коэффициента абсорбции должно быть не ниже величины, указанной для соответствующего электродвигателя в п. 1.3.2;

4.5.1.4 измерение сопротивления обмоток статора постоянному току. Приведенные к одинаковой температуре измеренные значения различных фаз обмоток не должны отличаться друг от друга и от исходных данных более чем на 2%;

4.5.1.5 измерение воздушных зазоров между активной сталью ротора и статора ЭД в специально установленных точках. Величины зазоров не должны отличаться от среднего более чем на 10%, если не оговорено иначе требованиями завода – изготовителя;

4.5.1.6 Измерение воздушных зазоров статор–ротор, зазоров подшипников и размеров посадочных мест. Размеры должны соответствовать значениям указанным в таблице:

Таблица 4.1

Тип ЭДВоздушный зазор статор-ротор№ подшипникаПосадочный размер вала под подшипник

/в капсюле (щите) под подшипник

Зазоры подшипников
скольжениякачения
сторона п/т

(мм)

сторона п/м

(мм)

сторона п/т

(мм)

сторона п/м

(мм)

(мм)сторона п/т

(мм)

сторона п/м

(мм)

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.
А-112-4

А-112-4М

1,05±0,1 322 (шп) 322 (шп)

0,020,3 0,020,3
А-114-4 1,05±0,1 322 (шп) 322 (шп)

0,020,3 0,020,3
ВА-12-41-4 1,5±0,15 46330 (шп) 2324 (рп)

0,050,2 0,040,16
АОВ214-41-4 1,5±0,15 46330 (шп) 2324 (рп)

0,050,2 0,040,16
4АОВ-400-4У3 1,5±0,15 46320 (шп) 2224 (рп)

0,020,3 0,040,3
АВ-113-4М 1,05±0,1 322 (шп) 2320 (рп)

0,020,3 0,0250,4
ВАН-143-51-12КУЗ 2,25±0,22 подпятникскольж.

326 (шп)

3536 (рп)

0,10,15 0,020,3 0,020,3
АВ-16-41-4 2,25±0,22 скольж. скольж. 0,10,15
АЗ-2000/6000 4,99±0,23 скольж. скольж. 0,40,467
2АЗМ-2500/6000 скольж. скольж. 0,270,37
ДАЗ-18-10-6(У3) скольж. скольж. 0,150,25
ГСП–2000–1000 скольж. скольж. 0,150,25
ДАЗО4–400Y–6У1 1,3±0,13 322 (шп) 32322(рп)

0,020,3 0,0250,4

4.5.1.6.1 При замене подшипников проверяются посадочные размеры под подшипники вала ЭД и посадочные места под подшипники в щитах (фланцах). В случае несоответствия размеров требуемым ротор отправляется на наплавку и проточку, щиты протачивают и завтуливают, фланцы наплавляют и протачивают до необходимого размера (или изготавливают новые).

4.5.1.6.2 При капитальных ремонтах производится замер радиального зазора подшипников. При увеличенном радиальном зазоре подшипник подлежит замене. Замена подшипника производится также при обнаружении дефектов подшипника и выработке ресурса (~8000 часов работы).

4.5.1.7 После проведения ремонта электродвигателя выполнить тяжением проверку надежности крепления и ВК проверить целостность заземляющего проводника между электродвигателем и контуром заземления.

4.5.1.8 Прокручивание ЭД на холостом ходу. Значение тока холостого хода не должно отличаться более чем на 10%от значения тока, измеренного перед ремонтом ЭД или, если отсутствует возможность прокрутки перед ремонтом, от значения тока, измеренного после предыдущего капитального ремонта при одинаковом напряжении на выводах статора. Продолжительность проверки – не менее 1 часа.

4.5.1.9 Измерение вибрации подшипников электродвигателя. Вертикальная и поперечная составляющие вибрации (среднеквадратическое значение виброскорости или размах виброперемещений), измеренные на подшипниках ЭД, сочлененных с механизмами, не должны превышать значений, указанных в п.1.3.2.

4.5.1.9.1 Измерение разбега ротора в осевом (для ротора на подшипниках скольжения). Осевой разбег не должен превышать 24 мм на сторону от нейтрального положения (если в инструкции по эксплуатации не оговорена другая норма), определяемого действием магнитного поля при вращении ротора в установившемся режиме и фиксируемого меткой на валу.

4.5.1.9.2 Гидравлические испытания воздухоохладителей Испытания проводятся давлением 0,20,25 МПА в течение 510 мин, если отсутствуют другие требования завода изготовителя.

4.5.1.9.3 При первом включении электродвигателя в составе установки (вентиляционная, насосная и т.д.), в соответствии с требованиями п. 5.10. "Объемов и норм испытаний электрооборудования", производится проверка работы электродвигателя под нагрузкой. Проверка производится при неизменной мощности, потребляемой электродвигателем от сети не менее 50% номинальной, и при соответствующей установившейся температуре обмоток. Проверяется тепловое и вибрационное состояние электродвигателя. В соответствии с п.4.4. РД 34.45.509-91 "...проверка теплового состояния и вибрации подшипников электродвигателя производится дежурным персоналом технологического цеха, обслуживающего механизм".

ИК и испытания по п.п. 4.4.1.14.4.1.4 производятся персоналом бригады ВВИ.

ИК по п. 4.4.1.9 производятся после окончания ремонта электродвигателя по отдельной заявке персоналом ОКМиД и оформляются протоколами по формам ОКМиД.

Остальные ИК, испытания и проверки выполняются ремонтным персоналом, производящим ремонт электродвигателя.

ИК по п.4.4.1.9 для электродвигателей 0VF, КН, СлН должны производиться на испытательном стенде. Дополнительно, при проведении ИК на стенде, в качестве одного из критериев оценки качества ремонта электродвигателя, производится измерение вибрации подшипников электродвигателя. Значение вибрации на подшипниках электродвигателя не должно превышать значений, установленных требованиями заводских инструкций.

4.5.2 При текущем ремонте:

4.5.2.1 Измерение Rиз статора мегомметром 2500В. Сопротивление изоляции должно быть не менее 40 МОм при 20° С.;

4.5.2.2 Измерение коэффициента абсорбции. Допустимое значение коэффициента абсорбции не нормируется и служит для определения необходимости сушки обмотки электродвигателя. Значение коэффициента абсорбции должно быть не ниже величины, указанной

для соответствующего электродвигателя в п. 1.3.2. При значении коэффициента абсорбции ниже установленного должен решаться вопрос о необходимости сушки обмоток электродвигателя.

Измерения выполняются ремонтным персоналом, производящим ремонт электродвигателя.

4.5.3 Порядок маркировки питающих кабелей и выводов электродвигателей для предотвращения обратного вращения.

4.5.3.1 При отключении кабеля от электродвигателя персонал, производящий отключение, производит временную маркировку жил кабеля и выводов электродвигателя (временные бирки и т.д.).

4.5.3.2 При подключении кабеля к выводам электродвигателя персонал, производящий подключение, производит, на основании временной маркировки, постоянную цветовую маркировку выводов электродвигателя и жил кабеля (маркировка краской, цветной изолентой, цветной термоусадочной трубкой и т.д.).

4.5.3.3 Персонал бригады по ремонту и обслуживанию кабельного хозяйства при ремонте или разделке питающего кабеля электродвигателя должен восстановить имевшуюся цветовую маркировку кабеля.

4.5.4 Проверка состояня выводов электродвигателя. При ТР, СР, КР электродвигателей производится проверка состояния выводов обмоток статора электродвигателя с оформлением контрольной карты (Приложение 15). Требования по проверке указаны в Приложении 22.

4.6 Порядок вывода в ремонт и приемки из ремонта электродвигателей.

Вывод из эксплуатации оборудования для ремонта электродвигателей осуществляется по графику, утвержденному главным инженером АЭС, согласно "Правилам организации технического обслуживания и ремонта систем и оборудования атомных станций" РД ЭО 0069–97 и «Программы обеспечения качества ТО и ремонта систем и оборудования электростанции» 0-18-02 ПОКАС (рем). Приемка электродвигателей из ремонта производится комиссией с оформлением акта приемки из ремонта.